Жукова Анжелика
Опыт работы «Использование игровых приемов с включением адыгейского национального компонента при ФЭМП у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
А. Н. Жукова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33» МО «Город Майкоп»
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –это огромное светлое окно. через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений. понятий. Игра-это искра. зажигающая огонек пытливости и любознательности.
/В. А. Сухомлинский/ (1974.288)
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Республика Адыгея
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Считаю, что, обучение математике способствует совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, смекалки, сообразительности, развитию творческого мышления.
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
В своей практике я использую на математике и других занятиях адыгейский язык. Использую счёт на адыгейском- зы, т1у, щы, пл1ы, тфы; времена года: осень-бжыхьэ, зима-к1ымаф; физминутки:
Тэ къэбаскъэ тэупк1атэ
Тэ къэбаскъэ тэущыу
Тэ къэбаскъэ зэщытэхъо
Тэ къэбаскъэ тэфырзы
Детям очень нравятся произносить на адыгейском языке, или интересно, что у них получается считать, произносить слова на двух разных языках.
Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребёнку быстрее и легко усваивать программу.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя в дополнительном возрасте.
Я определила направление своей работы. Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений дошкольников. Во всей работе принимаю игры-путешествия, эксперементы, беседы, наблюдения, загадываю математические загадки, головоломки. В этом виде деятельности большое значение отдаю дидактической игре.
Все дидактические игры по математике для детей я разделила на группы:
Игры с цифрами и числами. К ним относятся игры по обучению детей счету в прямом и обратном порядке (на адыгейском языке и русском языке) :
«Много-мало» - «Бэ-мак1э»
«Счетная мозаика» - «Лъытэк1э-мозайк»
«Читаем и считаем» - «Теджэ ык1и тэлъытэ»
«Возьми столько же» - «Джащ фэдиз къаштэ»
«Лото» - «Латыу»
«Найди свой домик» - «Уиунэ къэгъот»
«Отгадай» - «Къаш1э»
Игры путешествия во времени служат для знакомства детей с днями неделями и названиями месяцев:
«Когда это бывает» - «Сыдигъуа мыр зыхъурэр»
«Детский сад» - «Сабый 1ыгъып1»
«Вчера, сегодня, завтра» - «Тыгъуас,неп,неущ»
«День, ночь» - «Мафэ,чэщы»
«Назови сутки» - «Мафэм иуахътэхэр»
«Про вчерашний день» - «Тыгъуасэрэ маф»
Игры на ориентирование в пространстве. Моя задача научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию:
«Вверху-внизу» - «Ышъхьагъ-ыч1эгъ»
«Где чей домик» - «Шъхьадж иунэ къэгъот»
«Поросята и серый волк» - «Къо щырыхэмрэ тыгъужъымрэ»
«Добавь слово» - «Гущы1э хэгъахъу»
«Солнышко» - «Тыгъэ»
«Как летят самолеты» - «Самолетыр таущтэу быбыра»
«Как плывет кораблик» - «Къухьэр таущтэу есыра»
«Кто из детей стоит близко, а кто далеко» - «Сабыйхэм язэу хэта благъэу щытыр,хэта чыжьэу щытыр?
Дидактические игры развивают сообразительность, наблюдательность, умение применять полученные задания в игровой ситуации.
Мой опыт работы показал, использование игровых форм на занятиях в процессе обучения благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня развития детей.
Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольного позволяет мне, как педагогу, искать наиболеее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
В дальнейшем в своей работе по ФЭМП планирую пополнять копилку игр, игровых приёмов, игры и считалки на адыгейском языке.
Литература
- Сухомлинский В. А «Сердце отдам детям»
Киев: Радянская школа, 1974г; стр 288
- Богуславская З. М, Е. О Смирнова «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» -М; Просвещение, 2004-244с.
- Воспитание детей ы игре: Пособие для воспитателя дет. сада. Сост. А. К Бондоренко, А. И Матусин. - 2-е изд., перераб. - М; Просвещение, 1983.
- «Математика в детском саду» Новикова В. П. Москва, «Мазайка-Синтез», 2001г.
-А. А. Столяра «Давайте поиграем» математические игры для детей 5-6 лет.