Получи документы

Использование игровых приемов при формировании навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР (5 фото)

Анна Кузина
Использование игровых приемов при формировании навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Публикация «Использование игровых приемов при формировании навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР» размещена в разделах

Дети с ОНР – особая группа детей, нуждающаяся в коррекции всех сторон речевого развития – фонетической, фонематической, лексико-грамматической и связной речи. Таким образом, занятия с детьми старшего дошкольного возраста строятся так, чтобы максимально были сформированы навыки, необходимые для овладения всеми компонентами речевой системы, а в дальнейшем сформированные навыки должны перерасти в умения, которые дети смогут применять полноценно уже в школьном возрасте.

Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова при ОНР задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений.

Следовательно, дети с ОНР достаточно тяжело овладевают навыками фонематического анализа и синтеза, а без длительных специальных упражнений по их формированию они не овладевают грамотным чтением и письмом в школе. Исходя из этого, я решила подобрать и разработать такие дидактические игры и пособия, которые будут, прежде всего, направлены на формирование данных навыков, а так же будут универсальны для коррекции фонетической и фонематической сторон речи, и могут быть использованы как на индивидуальных, так и на подгрупповых или фронтальных логопедических занятиях.

Таким образом, для достижения цели, а именно коррекции нарушений звукопроизношения, формирования и совершенствования фонематической стороны речи с помощью подобранных и разработанных дидактических пособий и игр были поставлены следующие задачи:

1. Формирование интереса и мотивации детей к логопедическим занятиям;

2. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений;

3. Формирование произносительных умений и навыков, навыков фонематического анализа и синтеза;

4. Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Рассмотрим разработанные дидактические пособия и игры.

1. Дидактические пособие «Домик» (Основная цель – составление звуковой схемы слов. Универсальность данного пособия в том, что подбирать дидактические игры можно как на развитие фонематического анализа и синтеза, так и на автоматизацию звуков).

Использование игровых приемов при формировании навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР

2. Дидактические пособие «Поезд» (Основная цель - определение позиции звука в слове. Универсальность данного пособия в том, что подбирать дидактические игры можно как на развитие фонематического анализа и синтеза, так и на автоматизацию звуков).

Фото №1 Публикация Использование игровых приемов при формировании навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР размещена в разделах ОНР

3. Дидактическое пособие «Цветик-семицветик» (Данное пособие наиболее универсально: ориентировано на автоматизацию звуков, фонематический анализ и синтез, а также возможно и развитие лексико-грамматических категорий).

Фото №2 Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова при

4. Дидактическое пособие «Лесная полянка» (Основная цель – определение позиции звука в слове. Универсальность данного пособия в том, что подбирать дидактические игры можно как на развитие фонематического анализа и синтеза, так и на автоматизацию звуков).

Фото №3 Общее недоразвитие речи ОНР задерживает формирование фонематического восприятия в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений

5. Дидактическое пособие «Разноцветные бабочки» (Основная цель – составление звуковой схемы слогов и слов. Универсальность данного пособия в том, что подбирать дидактические игры можно как на развитие фонематического анализа и синтеза, так и на автоматизацию звуков).

Фото №4 Формирование интереса и мотивации детей к логопедическим занятиям

Таким образом, формирование навыков фонематического анализа и синтеза – это длительный и сложный процесс, результатом которого является осознанный анализ и синтез звукового состава слова.

Список литературы:

1. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авторы программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. – М. : Просвещение, 2010.

2. Краузе Е. Логопедия. – 3-е изд. – СПб. : КОРОНА принт, 2006. – 208 с.

3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5 – е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.

4. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты добукварного периода. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 48 с.

5. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 240 с.

6. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 544 с.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Угадай слово» для развития навыков фонематического анализа и синтезаДидактическое пособие «Угадай слово» для развития навыков фонематического анализа и синтеза Дидактическое пособие «Угадай слово» для развития навыков фонематического анализа и синтеза[/b] Цель: развитие навыков фонематического анализа.

Игры на развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в подготовительной группеИгры на развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в подготовительной группе Максимук Жанна Викторовна. МБДОУ № 12. Игры на развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в подготовительной.

Использование игровых приемов в формировании воздушной струи «Использование игровых приёмов в формировании воздушной струи» Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения.

Консультация для родителей в уголок логопеда «Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза» УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики» Мастер – класс для родителей и детей 2младшей группы. Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,.

Методическая копилка «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза» Методическая копилка: «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза». Игры и упражнения на развитие концентрации.

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темыРазвитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы .

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Актуальность: Огромную роль.

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза 1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4, 2. Придумывание слов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приемов при формировании навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 14:12
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых приемов при формировании навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кузина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД