Анна Кузина
Использование игровых приемов при формировании навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Публикация «Использование игровых приемов при формировании навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР» размещена в разделах
Дети с ОНР – особая группа детей, нуждающаяся в коррекции всех сторон речевого развития – фонетической, фонематической, лексико-грамматической и связной речи. Таким образом, занятия с детьми старшего дошкольного возраста строятся так, чтобы максимально были сформированы навыки, необходимые для овладения всеми компонентами речевой системы, а в дальнейшем сформированные навыки должны перерасти в умения, которые дети смогут применять полноценно уже в школьном возрасте.
Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова при ОНР задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений.
Следовательно, дети с ОНР достаточно тяжело овладевают навыками фонематического анализа и синтеза, а без длительных специальных упражнений по их формированию они не овладевают грамотным чтением и письмом в школе. Исходя из этого, я решила подобрать и разработать такие дидактические игры и пособия, которые будут, прежде всего, направлены на формирование данных навыков, а так же будут универсальны для коррекции фонетической и фонематической сторон речи, и могут быть использованы как на индивидуальных, так и на подгрупповых или фронтальных логопедических занятиях.
Таким образом, для достижения цели, а именно коррекции нарушений звукопроизношения, формирования и совершенствования фонематической стороны речи с помощью подобранных и разработанных дидактических пособий и игр были поставлены следующие задачи:
1. Формирование интереса и мотивации детей к логопедическим занятиям;
2. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений;
3. Формирование произносительных умений и навыков, навыков фонематического анализа и синтеза;
4. Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
Рассмотрим разработанные дидактические пособия и игры.
1. Дидактические пособие «Домик» (Основная цель – составление звуковой схемы слов. Универсальность данного пособия в том, что подбирать дидактические игры можно как на развитие фонематического анализа и синтеза, так и на автоматизацию звуков).
2. Дидактические пособие «Поезд» (Основная цель - определение позиции звука в слове. Универсальность данного пособия в том, что подбирать дидактические игры можно как на развитие фонематического анализа и синтеза, так и на автоматизацию звуков).
3. Дидактическое пособие «Цветик-семицветик» (Данное пособие наиболее универсально: ориентировано на автоматизацию звуков, фонематический анализ и синтез, а также возможно и развитие лексико-грамматических категорий).
4. Дидактическое пособие «Лесная полянка» (Основная цель – определение позиции звука в слове. Универсальность данного пособия в том, что подбирать дидактические игры можно как на развитие фонематического анализа и синтеза, так и на автоматизацию звуков).
5. Дидактическое пособие «Разноцветные бабочки» (Основная цель – составление звуковой схемы слогов и слов. Универсальность данного пособия в том, что подбирать дидактические игры можно как на развитие фонематического анализа и синтеза, так и на автоматизацию звуков).
Таким образом, формирование навыков фонематического анализа и синтеза – это длительный и сложный процесс, результатом которого является осознанный анализ и синтез звукового состава слова.
Список литературы:
1. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авторы программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. – М. : Просвещение, 2010.
2. Краузе Е. Логопедия. – 3-е изд. – СПб. : КОРОНА принт, 2006. – 208 с.
3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5 – е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
4. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты добукварного периода. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 48 с.
5. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 240 с.
6. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 544 с.