Татьяна Прудникова
Использование игровых макетов в организации различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых макетов в организации различных видов деятельности как одно из средств формирования предпосылок учебной деятельности детей подготовительной группы.
Содержание одного из блоков программы «Тропинки» - тропинка в окружающий мир нацелено на формирование познавательных действий и экологического сознания дошкольников. Под экологическим сознанием подразумевается осознание многообразия окружающего мира, своей зависимости от происходящего в мире и зависимости природы и всего живого от нас, развитие способности испытывать восхищение от соприкосновения с природой и сопереживать всему живому; развитие любознательности и познавательной мотивации, интереса к окружающему ребёнка миру и желание открыть его для себя; развитие воображения и творческой активности. Все указанные задачи реализуются в следующих видах детской деятельности : игровая (игры-путешествия, предметные игры, игры-имитации из жизни живой и неживой природы); познавательно-исследовательская (исследование природы через наблюдение за объектами и явлениями природы и экспериментирование); коммуникативная (слушание книг и рассматривание иллюстраций; обсуждение произведений и драматизация фрагментов, разучивание песен, стихов и загадок о животных, временах года и природных явлениях); конструктивная (конструирование из разных материалов моделей и макетов); изобразительная (отражение впечатлений, полученных от наблюдения за природой во всех видах продуктивной деятельности - рисовании, лепке, аппликации); двигательная (подвижные игры).
Публикация «Использование игровых макетов в организации различных видов деятельности» размещена в разделах
Знакомство ребёнка с окружающим его миром осуществляется в режимных моментах, в свободной совместной деятельности взрослого с детьми, в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей и во время, отведённое на непосредственно образовательную деятельность. Программа предполагает использование разнообразных методов, форм и способов передачи информации, опыта, способов формирования различных умений (совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, рассказ, беседа, слушание произведений, рассматривание, сюжетная игра, развивающая игра, игра-экспериментирование, конструирование, экскурсия, проблемная ситуация, моделирование, исследовательская деятельность, проектная деятельность, создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды).
Мы хотим рассказать об одном из видов конструктивной деятельности - изготовлении макетов.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей по созданию специального игрового пространства.
Макет может быть :
Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
Настенным (макеты в виде объемных предметных картин).
Макеты должны быть устойчивыми и легко перемещаться с места на место; удобными в обращении, доступными детям для свободного выбора и игры;
Процесс формирования экологического мышления путем использования наглядных макетов проходит через ряд поставленных перед педагогами задач:
• формировать при помощи наглядных макетов элементарные экологические знания;
• познакомить с природными зонами России и условиями жизни и обитания в них;
• формировать навыки использования макетов;
• научить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядных макетов;
• решать конкретные задачи на основе макета (моделирование ситуации);
• развивать коммуникативные навыки;
• способствовать развитию общей и мелкой моторики рук;
• способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
• формировать творческие способности дошкольников;
• формировать умение работать в коллективе.
Использование игровых макетов - действенный метод, который позволяет формировать экологические представления старших дошкольников в игре и обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов живой и неживой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Реализуя темы парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!» Воронкевич О. А., мы использовали макеты, чтобы дети могли в игре реализовать полученные знания. Все макеты классифицированы по тематическим признакам. Например, изучая тему «Моря и океаны» и знакомя детей с морскими обитателями, мы изготовили макет «В морских глубинах». Чтобы рассказать о климате и животных, которые приспособились к суровым условиям жизни за Полярным кругом, был изготовлен макет «Эта удивительная Арктика». С помощью всех этих макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. На познавательных занятиях и в дидактических играх, где дети закрепляют знания названий домашних животных, особенности их внешнего вида, повадки, условия их содержания и питания, можно воспользоваться макетом «Ферма». Организуя игру с макетами, дети самостоятельно распределяют персонажей на игровом пространстве макета, общаются, вступая в ролевые отношения.
Знакомство старших дошкольников с биоценозом происходило с помощью организации педагогических проектов, направленных на изучение различных климатических зон. В нашей группе были организованы такие проекты : «Смешанные и хвойные леса нашего края», «Саванны», «Степь», «Космос». Продуктом каждого такого проекта стал макет, изготовленный совместно с детьми. Нужно сказать, что период изготовления макета сам по себе является процессом обучения. Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из различных материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т. д.).
Этапы работы по созданию макета :
– Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; экспериментирование, виртуальные экскурсии по краеведческим музеям, подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
– Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
– Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагог вместе с детьми придумывает игровые сюжеты.
Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения.
На предварительном этапе мы обсуждали с детьми ландшафт данной местности, показывали способы моделирования из папье-маше или монтажной пены сопок, барханов или же равнинной местности. Вместе с детьми мы обсуждали, с помощью каких материалов можно сделать имитацию снега, льда, песка, оазиса и т. д. В ходе работы над макетами и организованных с ними игр, дети узнали, почему в Арктике вечная мерзлота, почему там не могут расти растения, почему животные Севера не мерзнут, плавая в ледяной воде. Узнали, как образуются барханы в пустыне и почему они изогнутой серповидной формы, почему на них очень мало растений. Исходя из всех этих наблюдений, старались конструктивными методами передать особенности ландшафта каждой климатической зоны. Так, например, на макете «Смешанные и хвойные леса нашего края» мы условно разделили макет на широколиственный, смешанный лес и сосновый бор. Также обозначили водоемы, присущие нашему краю.
Совместно с детьми мы формировали ландшафт макетов (горы, реки, озера, сопки, равнины и т. д.) Далее дети раскрашивали макет, подбирая нужный цвет для оформления данной природной зоны.
На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.
С развитием игры макет оживает : он изменяется, дополняется, объединяется с другими макетами. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события. В игре они договариваются, планируют, объясняют замысел, стремятся к взаимопониманию, то есть развиваются коммуникативные навыки. У детей повышается уровень любознательности, интерес к познавательной литературе в области экологического познания; дети включают свои новые знания и представления в сюжеты игры.
Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира и бережного к нему отношения. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка, опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.
Таким образом, в нашей группе создалась особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая познавательную активность детей. На этом этапе зародилась идея создания экологической игры-макета, которую мы благополучно реализовали. Перед началом изготовления макета мы провели работу с родителями, в ходе которой приняли решение, что каждый ребенок выступит с мини-проектом об одном животном, птице или рыбе, обитающем в конкретной климатической зоне. Дети с удовольствием рассказывали о животных, слушали товарищей, задавали вопросы, проявляли большую заинтересованность и любознательность при просмотре презентаций. Далее мы приступили к непосредственному изготовлению игры. В результате совместной работы, появилась дидактическая игра «Наша планета - Земля», макет которой состоит из природных зон: Арктики, тундры, пустыни, зоны лесов, степи и водной среды обитания, игрового кубика и карточек с изображением животных, обитающих в данных зонах).
Цель игры: помочь детям понять принципы взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах; формировать экологические представления; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Ход игры: Макет выкладывается на столе, игроки выбирают себе одну из зон. Ведущий бросает кубик, цвета граней которого идентичны климатическим зонам на карте. Тот игрок, чья зона соответствует выпавшему на кубике цвету, должен назвать животное, обитающее в этой зоне и найти карточку с его изображением. Затем он рассказывает другим игрокам о характерных особенностях и образе жизни этого животного, после чего получает карточку и располагает её в соответствующей зоне игры. Выигрывает тот игрок, который соберёт большее количество карточек на своей климатической зоне. Игра постепенно дополняется карточками с изображением новых видов животных, тем самым расширяется объем знаний детей.
В заключение хочется напомнить мудрую китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Используемые нами макеты являются тем самым средством запуска познавательной мотивации и вовлечения дошкольников в познавательный процесс, формирующий целостное представление детей о природе, о необходимости ее беречь и дорожить всеми данными нам ресурсами.