Наталья Горячева
Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста для успешной работы логопедов
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространёнными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие её компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.
Публикация «Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста для успешной работы логопедов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.
Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.
Этапы работы:
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.
-
На первом этапе
учим детей вслушиваться в окружающий мир,
вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.
Пример: игровое упражнение «Что это?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков.
Описание игры: Ребёнку предлагается прослушать запись и угадать: что это?
-
На втором этапе
учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,
ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно).
Пример: игра «Кто позвал?»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание игры: Логопед предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребёнка зовут, произнося: «Ау!» или имя вызываемого.
-
На третьем этапе
учим детей различать слова, близкие по звуковому
составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза.
Пример: дидактическая игра «Часы».
Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.
Оборудование: Часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова - квазиамонимы).
Описание игры: Логопед предлагает ребёнку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.
-
На четвертом этапе
обращаем внимание ребенка на часть слова – слог.
Пример: игровое упражнение «Добавь слог».
Оборудование: мяч.
Описание игры: Логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:
сы-сы-са – длинная ко…
ши-ши-ши – наши дети хоро…
Данный этап является основным в работе по формированию
Фонематических процессов у детей.
Он включает в себя несколько разделов:
- Развитие фонематического восприятия
- Развитие фонематического анализа
- Развитие фонематического синтеза
- Развитие фонематических представлений
Дидактическая игра «Рыбаки».
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук <с>.
Описание игры: Логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук <с>.
Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости, свистящие-шипящие и др.
Дидактическая игра: Королевства «Твёрдыша» и «Мякиша».
Цель: Обучение дифференциации на слух звуков по твёрдости-мягкости.
Оборудование: Изображения представителей королевств «Твёрдыш», «Мякиш», картинки с предметами <л> - < л' >.
Описание: Логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твёрдыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки <л> - < л' >.
Дидактическая игра «Чебурашка».
Цель: Обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости.
Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки.
Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.
Дидактическая игра «Собери картинки».
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».
Описание игры: Логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком < ж> к Жабе, со звуком < з > к Зайке.
Развитие фонематического анализа.
Учим детей выделять определённый звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.
Дидактическая игра «Гусеница».
Цель: Развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного).
Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.
Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.
Дидактическая игра «Цветик-семицветик».
Цель: Развитие фонематического анализа (количественного).
Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.
Описание игры: Логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (4). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определённым количеством звуков в слове.
Развитие фонематического синтеза.
Учим детей объединять отдельные звуки в слова.
Дидактическая игра «Корабль».
Цель: Развитие фонематического синтеза.
Оборудование: пособие «Корабль», картинки.
Описание игры: Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.
Дидактическая игра «Поезд».
Цель: Обучение делению слов на слоги.
Оборудование: пособие «Поезд», картинки.
Описание игры: Логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.
Развитие фонематических представлений.
Игровое упражнение «Вспомни слово».
Цель: развитие фонематических представлений.
Оборудование: мяч.
Описание: Логопед, бросив мяч ребёнку, предлагает назвать слово с заданным звуком (< с > в середине слова, затем назвать, какой по счёту в слове звук < с >, какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове.
Литература:
1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. Издательство “Союз”, 2000.
2. Пенинг М. Г. ,Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - ЧАССР, 1970.
3. Дурова Н. В. Фонематика М. Мозаика-Синтез. 1999.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. ,1985.
5. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. М. :” Издательство ГНОМид ”, 2000.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, 1994.
7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. Пос. к спецкурсу. – СПб. : Образование. 1994.
8. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми М. : - Пр. 1973.