Папки-передвижки

Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у детей

Ненилина Елена
Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у детей
▼ Скачать

Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у детей

Известно, что игровая деятельность, является ведущей в дошкольном детстве.

Реабилитационный центр детей с ограниченными возможностями «Озерный» разработал серию занимательных игр и упражнений, включающую «Игры с платочками». Впервые с носовым платком ребенок знакомится в процессе формирования культурно - гигиенических навыков. Для него это ничем не привлекательный предмет, с помощью которого он учится следить за чистотой своего носа. В дальнейшем оказывается, что с платочком можно поиграть в разные игры, которые вызывают живые, радостные, положительные эмоции. Поскольку играть с платочками для детей становится «интересно», «нравится», то это побуждает к освоению новых движений и манипуляций.

Публикация «Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у детей» размещена в разделах

Представленные здесь игры и игровые упражнения направлены на развитие системы двигательных функций руки:

- хватательных движений;

- согласованности действий обеих рук;

- дифференцированности движений пальцев;

- соотносящих действий;

- движений кистей рук;

- подражание движениям рук, а так же развивают зрительно-двигательную координацию в системе «глаз - рука», совершенствуют ориентировку на ограниченной поверхности, активизируют речь, учат сопровождать действия словом.

Игры помогают формировать сенсорные эталоны цвета (использование платочков и дополнений к ним разного цвета, формы и величины (различные манипуляции меняю форму и размер платка, а также пространственных эталонов (упражнения на поверхности стола, в воздухе, левой - правой рукой, на площади платочка: справа, слева, вверху, внизу, в центре и т. д., развивают суставно-мышечное чувство.

Игры с платочками рассчитаны на двигательные возможности и способности ребенка. Они могут быть организованны как отдельное самостоятельное занятие (младший возраст, а так же использоваться как часть занятия на разных его этапах (старший возраст, в соответствии с поставленной целью и задачами занятия. Игры с платочками могут являться пропедевтическим этапом при подготовке руки к письму и работе с клеточкой в тетради, а так же помогут оригинально заполнить досуг ребенка.

В играх используются платочки шелковые и хлопчато-бумажные, однотонные разного цвета и цветастые, размером с женский (25 х 25 см) и мужской (42 х 42 см) платки.

Вначале, перед игрой (занятием) следует рассмотреть платочек:

- На что он похож? (На квадрат, столовую салфетку, крышку от коробки, клеточку в тетради и т. д.).

- По какому признаку платочек похож на эти предметы? (По форме).

- Что есть у платочка? Показать, обозначить и провести пальцем стороны, углы, середину.

Затем дети приглашаются к столу, усаживаются на стульчики с высокой спинкой для фиксации удобной, устойчивой позы (в наших группах «Особый ребенок и такие стульчики сделаны по специальному заказу). После этого проводится разминка. Руки ставим локтями на стол, пальцы сжаты в кулачки, говорим:

- Моторика, моторика, моторика с утра,

- на эти слова разгибаем и сгибаем пальцы;

- все пальчики - в движении.

- попеременное соединение большого пальца с указательным, средним и т. д.

- Ура, ура, ура!

- встряхиваем кисти рук.

После разминки уточняем что такое «моторика». Наши дети знают это определение и со знанием дела объясняют данный термин так: «Моторика - это движения наших пальцев, кистей и рук»[6].

Игры и упражнения с платочками

1. Пальчиковая гимнастика.

Задача: учить сдвигать прямые пальцы, захватывая одновременно платок и удерживать его между пальцами одной руки; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение:

1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2. Ребёнок кладёт руку (сохранную) на середину платка ладошкой вниз, все пальчики раздвинуты.

На слова педагога: «Дружно пальчики сведите

- И платок в ладонь возьмите».

Ребёнок сдвигает пальцы, захватывая платок, поднимает ладонь, удерживая платочек между пальцами. То же самое проделывает другой рукой.

Усложнё нный вариант: упражнение выполняется обеими руками одновременно, используются два платочка.

2. «Пучок»

Задача: учить поочерёдному присоединению пальцев (указательный, средний, безымянный мизинец.) к большому пальцу, образуя комбинацию «пучок»; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение:

1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2. Пальцы раздвинуты.

3. Кисть руки ставится в угол платка на кончики пальцев.

4. На слова педагога:

- Что задумал паучок?

- Я хочу собрать пучок.

Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок.

То же самое делают другой рукой.

Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.

3. «Поймаю»

Задача: учить протягивать платочек в заданном направлении, регулировать с

учётом статику и динамику пальцев; развивать зрительно-двигательную ориентацию.

Выполнение: 1. Руки, согнутые в локтях стоят на столе.

Одна рука держит платочек за уголок. Другая рука повёрнута ладошкой к лицу, пальцы широко раздвинуты.

На слова педагога: - «Наш платочек побежал.

- И все пальцы посчитал.»

Вначале педагог демонстрирует действия, затем, дети начинают протягивать платочек между мизинцем и безымянным пальцами по направлению к себе. Затем между безымянным и средним - от себя. Далее протягивают платочек между средним и указательным пальцами, направление к себе. Аналогично, между указательным и большим по направлению от себя. Педагог словесно обозначает направление платочка: «К себе. От себя.» На слова: «Поймаю» - дети сжимают пальцы, платочек останавливается. Игра продолжается с участием другой руки.

4. «Змейка»

Задача: учить протягивать платочек между пальцами в направлении справа налево и обратно, вырабатывать плавность движений, развивать кисть руки в запястных суставах.

Выполнение: 1. Исходное положение рук такое же, как в предыдущей игре.

2. На слова педагога: «Змейка быстрая ползёт, поиграть ребят зовёт» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползёт справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцами и т. д. Направление движение «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранна.

5. Вариант 1. «Комочек»

Задача: учить захвату и удержанию прямыми ладонями, скомканию платочка обеими руками, образуя комок; развивать согласованность действий рук.

Выполнение: 1. На столе лежит платочек в развёрнутом виде. 2. На слова педагога: - Ручки мы на стол положим

- И платок в комочек сложим.

3. Руки прямыми ладонями полагаются на платочек.

Не отрывая рук от стола, ладони двигаются навстречу друг другу, захватывая платок.

Ладошки начинают комкать платочек, превращая его в комок.

Вариант 2.

Задача: упражнять в сгибательных и разгибательных движениях пальцев рук, соблюдать правила выполнения движений.

Выполнение: 1. Платочек в развёрнутом виде лежит на столе.

2. Ладонь руки кладётся на угол платка.

3. На слова педагога: - И-и-и. комкать, комкать, комкать, мять - наши ручки не унять - ребёнок начинает комкать платочек так, чтобы он весь оказался в кулаке.

Комкание может производиться:

а) - без отрыва руки от стола;

б) - с отрывом руки (в воздухе).

То же самое проделать другой рукой. Усложнение: упражнение выполняется с двумя платками обеими руками.

Игры и упражнения, развивающие пространственную ориентировку

6. «Складывание (или сгибание) платочка по прямой»

Задача: учить складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата.

Оборудование:

- платочки (25 х 25 см) красного, синего, жёлтого и зелёного цвета;

- пластмассовые крючки соответствующего цвета;

-скрепки.

Выполнение: 1. На столе перед ребёнком лежит развёрнутый платок.

2. Педагог говорит слова:

- Ну, платочек, потрудись,

- Пополам скорей сложись, одновременно показывает способ действия:

- большим и указательным пальцами захватывает два нижних уголка платка и складывает его пополам, соотнося нижние уголки с верхними.

3. Затем произносит слова: «Наш плато чек потрудился -

В половинку превратился-

Проводит ладонью по сложенному платку.

По аналогии платочек складывают по горизонтали сверху вниз, а по вертикали справа налево и наоборот.

Усложнение: детям предлагается зрительно определить середину линии сгиба, закрепить это место скрепкой и повесить на крючок, соответствующий цвету платочка.

7. «Складывание платочка по диагонали»

Задача: учить складывать платочек по диагонали снизу вверх и сверху вниз, удерживая его в одной руке, соблюдать точность соединения углов, закреплять пинцетный тип хватания.

Оборудование:

- платочки (25 х 25 см) красного, синего, жёлтого и зелёного цвета;

- пластмассовые крючки соответствующего цвета;

- скрепки.

Выполнение: 1. Развёрнутый платок лежит на столе.

2. Педагог говорит слова: «Ты, платочек, не ленись, уголком скорей сложись». Показывает способ выполнения: большим и указательным пальцами захватывает нижний уголок платка, направляет и накладывает его на противоположный верхний угол.

3. После слов: «Наш платочек не ленился - В треугольник превратился». – Проводит ладонью по месту сгиба.

4.3атем платочек складывается по диагонали сверху вниз.

Усложнение: дети определяют середину линии сгиба, закрепляют зажимом и вешают на крючок такого же цвета, как и платочек.

8.«Бабочки»

Задача: формировать щепотный ( три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип захвата в динамике; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка.

Оснащение: платочки и бельевые прищепки красного, синего, жёлтого и зелёного цвета.

Выполнение: 1. Платочек лежит на столе в развёрнутом виде.

2. Педагог произносит слова:

Пальцы весело шагали

И платочек собирали -

Превратился в тряпочку

Похожую на бабочку.

и показывает действие.

Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний «пошли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образуют складочку, и присоединяет её к большому пальцу. Собранные складочки закрепляются прищепкой - прилетела «бабочка».

Другой вариант.

Задача, оснащение, техника выполнения, четверостишие те же. Меняется только направление движения пальцев. Зрительно определяется середина на нижней линии платка и в этой точке фиксируется большой палец. В этом варианте пальцы «шагают» по прямой от нижней части платка до верхней. Крылышки у «бабочки» получаются другой формы иного строения.

9. «Накормим Киску»

Задача: учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости; обозначать символом и называть словом стороны и углы платка, зрительно находить середину.

Оснащение: х/б носовые платочки, маленькие картинки с изображением еды для кошки (молоко, рыбка, вискас (кити - кэт, мышка, игрушка Кошечка.

Руководство: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2. Педагог показывает кошечку и говорит:

- Захотела Киса кушать,

- Стала Кисонька мяукать:

- Мяу, мяу, мяу.

3. Предлагает накормить Кисоньку:

Вариант I - в нижней стороне коврика поставим -молоко; на верхней стороне - рыбку; слева - вискас, справа - мышку.

Вариант II - в нижний правый угол - молоко; в нижний левый угол - рыбку; в верхний правый угол - кити - кэт; в верхний левый угол - мышку.

Дети повторяют название сторон и углов и в соответствии с этим раскладывают картинки.

4. Педагог говорит:

Вот уж Кисонька поела

Тихо песенку запела

Разлеглась на коврике и зажмурилась.

Предлагает детям определить середину коврика и положить Кисоньку отдыхать.

Игры и упражнения, направленные на развитие ручных умений

10. «На ветерок»

Задача: развивать ручную умелость; учить практическим действиям; формировать подражательные движения рук.

Оснащение: платочки, прищепки, фиксированная верёвка.

Выполнение: 1. На столе перед каждым ребёнком лежит развёрнутый платок.

2. Педагог предлагает поиграть с платочком и говорит: «Я буду говорить слова и показывать действия, а вы, подражайте моим движениям и делайте с платочком то же, что делаю я».

- Чисто, чисто мы стираем - трём платочек между кулачков;

- Прополощем - держим платок в одной руке имитируем полоскание (из стороны в сторону);

- Отжимаем - складываем платочек пополам и отжимаем обеими руками;

- А теперь - за уголок - берём платок за уголочек;

- И сушить на ветерок - закрепляем прищепкой на верёвке.

Педагог знакомит детей с различными вариантами вешания платка на верё вке:

- за один уголок (закрепить одной прищепкой);

- за два уголка (две прищепки соответственно);

- перекинуть платок пополам, зрительно найти середину сгиба и закрепить в этом месте одной прищепкой.

Предлагает детям развесить платочки кто как хочет.

11 .«Красивая скатерть» Задача:

учить практическим действиям с платочком и прищепкой:

закреплять по краям платка;

чередовать по цвету;

объединять по цвету.

Оснащение: Платочки белого цвета; бельевые разноцветные прищепки. Выполнение: 1. На столе лежат, свёрнутые вчетверо, платочки.

2. Педагог предлагает детям поиграть.

3. «К праздничному столу надо украсить скатерть, но, как и чем?

- Как же скатерть нам украсить?

- Красок нет, ну чем раскрасить?

- Мы прищепочки возьмём

- Бахрому из них «сплетём».

4. Объясняет и показывает, каким образом следует «плести бахрому». На край платка прикрепляет прищепки, чередуя их по цвету:

- Красный, синий, жёлтый цвет -

- Ох, красиво, спору нет.

5. Дети самостоятельно выполняют действия, соблюдая очередность цвета и расстояние между прищепками.

Другой вариант игры.

Задача, оснащение, содержание игры и техника выполнения те же, только прищепки объединяются по цвету на обозначенной стороне платка:

На правой стороне скатерти будет красивая бахрома, на левом - синяя. Внизу сделаем желтую бахрому, а вверху - зелёную.

Дети должны определить названные стороны и закрепить прищепки того цвета, который обозначен в словесной инструкции педагога.

12. «Узелок с пирожками»

Задача: продолжать развивать ручную умелость; разнообразить практические действия; учить завязывать углы платочка; развивать согласованные действия рук.

Оснащение: 1 .х/б (размером с мужской) носовые платочки, «пирожки» из пластилина, обёрнутые бумажной салфеткой.

Выполнение: 1. Дети вместе с педагогом вспоминают фрагмент сказки

Ш. Перро «Красная шапочка», а именно то, как она пошла, навестить больную бабушку, взяв с собой пирожки и горшочек масла.

2. Педагог показывает детям узелок с пирожками: «Вот так были уложены пирожки».

3. Предлагает детям поиграть с платочками и сделать такой же узелок для пирожков как у Красной шапочки.

4. Показ способа завязывания узлов, обращать внимание на то, что завязывать надо по диагонали.

5. Самостоятельные действия детей с по следующим обыгрыванием.

Другой вариант игры.

«Колыбелька для куколки»

Задача та же, что в предыдущей игре.

Оснащение: х/б носовые платки, кубики, палочки, куколки.

Выполнение: 1Педогог показывает детям куколку и говорит:

Наша куколка играла.

Наша куколка устала.

Надо кукле отдыхать,

Надо куклу покачать

В колыбельке вот такой -

(показывает готовую колыбельку)

В колыбельке подвесной.

2. Объясняет слово «подвесной» - т. е. закреплена на палочке - подвешена.

3. Предлагает детям поиграть и сделать из платочков колыбельку для своей куколки.

4. Показывает, как надо связать уголки платка. Обращает внимание детей на то, что соединять уголки надо по периметру.

5. Обыгрывание колыбельки.

13. «Гирлянда» (коллективная работа).

Задача: продолжать развивать ручную умелость; развивать соотносящие действия; совершенствовать умение завязывать платочек уголками.

Оснащение: 1. разноцветные платочки по три штуки на каждого ребёнка.

2. Мягкая игрушка Мишка.

Руководство: 1. Педагог показывает детям Мишку и сообщает, что у него сегодня день рождения.

2. Предлагает сделать для Мишки подарок (гирлянду, которым можно украсить комнату.

3. Объясняет последовательность изготовления подарка, первую пару платочков связывает педагог (связывание платочков уголками).

4. Дети по очереди привязывают по одному платочку, чередуя их по цвету. Каждый ребёнок привязывает в гирлянду по три платочка.

Игры и упражнения, развивающие зрительное восприятие цвета, величины

14.«У платочка свой крючок»

Задача: учить складывать платок вчетверо по периметру и диагонали, развивая зрительно - двигательную координацию обеих рук при соединении сторон и углов платка; фиксировать зажимом центр сгиба; правильно соотносить по цвету.

Оснащение: 1. платочки пяти цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый; 2. пять пластмассовых крючков такого же цвета; 3. зажимы (для бумаги) на каждый платочек.

Выполнение: 1. Педагог вместе с детьми рассматривает атрибуты игры и предлагает поиграть с платочками. 2. Говорит четверостишие и демонстрирует последовательность выполняемых действий:

- Вот платочек - берёт платок и кладёт его перед собой в развёрнутом виде.

- Вот крючок - прикрепляет его к планшету.

- И зажим в придачу-берёт зажим в руки и разжимает его.

- Я сверну платок вот так - складывает платочек по периметру, центр сгиба закрепляет зажимом.

- Но, в карман не спрячу - вешает сложенный платочек с зажимом на крючок, который соответствует цвету платка.

3. Предлагает детям сделать то же самое.

4. Во втором варианте платок складывается по диагонали (с угла на угол).

15.«Бабушкино варенье»

Задача: совершенствовать ручную умелость; учить устанавливать отношения между тремя объектами по величине; развивать глазомер и согласованную работу обеих рук.

Оснащение: 1. три стеклянные банки 0,5л, 0,2л, и совсем маленькая, например, из - под лекарства, внутри банок находится цветная бумага, имитирующая варенье; 2. три платочка, размером соответствующие банкам; 3. резинки для закрепления платочков; 4. театральная кукла - бабушка.

Руководство: 1 .У педагога на руке театральная кукла - бабушка. Бабушка сварила варенье и разложила его по банкам, она

просит ребят помочь ей закрыть банки. 2. Педагог предлагает к каждой банке подобрать нужного размера салфетку (платочек) и закрыть банку, закрепить салфетку резинкой.

16.«Олино колечко»

Задача: разнообразить игровые действия с платочком; развивать зрительно-двигательную ориентацию; учить соотносить предмет с отверстием кольца; закреплять умение удерживать предмет между тремя пальцами (щепотный тип хватания).

Оснащение: 1. четыре вида платков из разной ткани, размером от носового до головного; 2. четыре колечка (которые носят на пальцах) разные по размеру.

Руководство: 1. Педагог вместе с детьми вспоминают содержание стихотворения: «Кто колечко найдёт?». История закончилась благополучно - колечко нашлось и Оля снова надела его на пальчик, но колечко можно не только носить на пальчике, с ним можно играть.

2. Вместе с детьми рассматривает разнообразные платки и кольца. Разворачивает платки, обращает внимание на величину, трогают руками (разные на ощупь по фактуре).

3. Предлагает поиграть платками и колечками.

4. Дать детям возможность поэкспериментировать, т. е. самостоятельно определить кокой платок в какое кольцо можно протянуть.

Использование платочков в сюжетно - ролевых играх.

17. Задача общая для серии с/р. игр: продолжать развивать ручную умелость; учить использовать платок в с/ролевых играх; развивать подражательные действия рук; познакомить детей с разными способами завязывания платка на кукле; вовлекать в движение менее активную руку.

Оснащение: 1 .куклы; 2. разнообразные платочки.

Игра «Оденем дочку на прогулку».

традиционное повязывание платка:

1. свернуть платок по диагонали; 2. покрыть голову куклы и завязать под подбородком.

Выполнение.

Игра «Мамина помощница».

1. Платок складывается по диагонали с угла на угол.

2. Повязывается концами назад.

3. Завязать платок сзади на шее.

Игра «Модница»

1 .Платок складывается по диагонали.

2. Местом сгиба накладывается на затылок.

3. Концы (все три) выводятся вперёд ко лбу.

4. Завязываются два конца, а третий загибается под узел связанных двух концов.

Другой вариант.

1 .Платок складывается по диагонали.

2. Скручивается в жгут так, чтобы остался свободным маленький уголок платка.

3. Платок повязывается на шею и завязывается галстуком или бантом.

18. Игра с/р. «Стирка», «Глажение».

Задача: разнообразить игровые (практические) действия с платочками; продолжать развивать подражательные действия рук; закреплять усвоенные навыки; совершенствовать двигательную активность обеих рук.

Оснащение: 1. платочки; 2. тазики с водой; З. мыло; 4. прищепки; 5. фиксированная верёвка; 6. утюги.

Выполнение: 1. Педагог читает стихотворение:

Я один у мамы сын -

Нету мамы дочки.

Как же маме мне помочь-

Постирать платочки?

Мыло пенится в корыте,

Я стираю, посмотрите.

– А у нас есть и сынки и дочки.

2. Рассматривает вместе с детьми атрибуты игры и предлагает «помочь» маме.

3. Вместе с детьми обговаривает последовательность действий:

• намочить платочек;

• намылить;

• потереть между кулачками несколько раз;

• отжать;

• прополоскать;

• повесить сушить.

4. Показывает новый способ вешания платочков на веревку: зажимается прищепкой платочек за один уголок к верёвке, следующий платочек своим уголком соединяется с параллельным уголком первого платка и фиксируется одной прищепкой и т. д.

5. Все платочки сушатся на одной верёвке, одним уголком соединены с уголком предыдущего платка.

«Глажение»

Выполнение:

1. Платочек в развёрнутом виде раскладывается на столе.

2. Движения утюга направляются снизу вверх и обратно, справа налево и от углов к углам.

3. Платочек складывается пополам, место сгиба проходится утюгом, затем ещё раз пополам и также место сгиба проглаживается утюгом[5].

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 4 Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне слов 1. Игра «Один – много». Для закрепления сложных слов можно усложнить.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 5 Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне предложений 1. Игра «Придумай предложение». Для закрепления сложных слов.

Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии Тукиш Татьяна Федоровна Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное.

Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста «Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста» Роль игры в становлении и развитии.

Использование пальчиковых игр и упражнений как средства развития детей и коррекции мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением.

Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Филимонова С. А. В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у детей
Опубликовано: 3 января 2018 в 23:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у детей» (включая файлы) размещена пользователем Ненилина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД