Татьяна Тукиш
Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии
▼ Скачать + Заказать документы
Тукиш Татьяна Федоровна
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.
Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.
Публикация «Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии» размещена в разделах
Особенно страдает мелкая моторика пальцев. Самые эффективные игры и упражнения на развитие мелкой моторики следующие :
Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения :
• Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
• Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
• Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
• Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
• Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
• Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
• Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
• Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
• Выкладывать узоры из мозаики.
• массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков);
• игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т. п.);
• лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)
Эффективно рисование на обоях.
Данные игры рекомендованы для работы с детьми, страдающими моторной алалией и детьми 2,5 – 3-летнего возраста с задержкой речевого развития.
Игра «Филин»
Руки – это крылья филина. Ребенок поднимает руки вверх, произнося звук высоко, опускает руки, произнося звук низко. Взрослый читает текст, ребенок произносит звук филина:
Ухал, охал, ахал филин: «У-у!», «У-у!»
Эхо слышалось в лесу: «У-у!», «У-у!»
Звери в страхе разбежались: «У-у!», «У-у!»
Песни фили испугались: «У-у!», «У-у!»
«Зарядка»
Взрослый произносит текст, ребенок выполняет движения со звукоподражаниями.
Руки вверх – хлоп, хлоп, хлоп (ребенок хлопает в ладоши)
Руки вниз – топ, топ, топ (топает ногами)
Руки в стороны – ух, ух, ух (машет, как крыльями)
Руки вперед – тук, тук, тук (стучит кулачками)
«Игра с мячом»
Ребенок бросает мяч со словом НА, просит отдать мяч со словом ДАЙ
«Веревочки»
1-й вариант. Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук: гласный или отрабатываемый согласный звук (сссс, зззз, вввв, хххх)
1-й вариант. Ребенок разматывает ленточку со звуком (гласным или согласным). Когда лента разматывается до поверхности стола или пола, произносит БУМ или БАХ.