Татьяна Исакова
Использование художественного слова в процессе наблюдения
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Использование художественного слова в процессе наблюдения»
Воспитатель :
Исакова Т. Н.
г. Курчатов
Ознакомление с природой, её явлениями, получение конкретных знаний, развития мышления, речи, воспитания интереса к природе, любовь ко всему окружающему и бережное отношение у детей дошкольного возраста в основном проходит через наблюдения.
Публикация «Использование художественного слова в процессе наблюдения» размещена в разделах
Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. Основана на совместной деятельности анализаторов (слуха, зрения, ощущений, благодаря слову воспитателя у детей формируются первичные представления об объектах природы в естественных условиях проводится на ежедневных прогулках дошкольников всех возрастных групп. В зависимости от возраста детей и наблюдаемого объекта наблюдения могут быть кратковременными или длительными. Последние ведутся в течение многих дней и даже недель (старшая и подготовительная объектах живой и неживой природы, природных явлениях, причинно-следственных связях между изменениями в живой и неживой природе (стало холодно – завяли цветы, спрятались насекомые, улетели птицы, развиваются интерес, любознательность, внимание, речь, воспитывается стремление бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым, желание помогать им. Природа является также одним из основных средств эстетического воспитания детей.
. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представление об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Дети наблюдают за погодой (холодно, пасмурно, дует ветер, небом (цвет неба, движение облаков, радуга, закат солнца, деревьями, цветами, насекомыми, птицами, сезонными изменениями в жизни растений и птиц (появление листьев, цветов, листопад, прилет и отлет птиц). Каждое наблюдение должно давать детям новое знание, постепенно расширять и углублять первоначальное представление. Для более качественного получения информации, для закрепления знаний о природе и её явлениях используем такие методы и формы работы: это могут быть рассказы воспитателя о природе,
Для получения более ярких, прочных представлений восприятия природы хорошо использовать такие методы и формы работы как художественное слово, что одновременно обогащает словарь детей, чувственный опыт (восхищение, радость, жалость, грусть и др., а также помогает привлечь их внимание и сосредоточиться на наблюдаемом.
Это стихотворения, произведения фольклорных жанров: потешки, песенки, заклички, приговорки, прибаутки, а также загадки, пословицы и поговорки, сказки, приметы, небылицы-перевертыши.
Краткая характеристика некоторых форм художественного слова :
1. На прогулке используются небольшие по размеру стихи или несколько строк из них. Важно привлекать детей к их рассказыванию (если стихи выучены ими предварительно). Рифмованные, эмоционально и образно окрашенные строчки обогащают впечатления от наблюдений, несут чувство эмоциональной гармонии, близости ко всему живому, чуткое отношение к нему, воспитывают зачатки экологической культуры.
О. Высоцкая Н. Головина
Улетели птицы разные, Жук в рубашке полосатой
Смолк их звонкий перепев, Прилетел играть к ребятам,
А рябина осень празднует, На цветок лиловый сел -
Бусы красные надев. Песню звонкую запел.
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул.
2. Сказка – более емкая по размеру форма художественного слова. Поэтому на прогулке лучше всего подходят сказки-шутки, сказки-потешки, сказки экологической тематики. Часто сказки предшествуют наблюдению и могут быть прочитаны после нее. На прогулке показательны сказки, придуманные детьми по предложенному началу, например: «Жили-были два муравья. Один из них после прогулки спешил домой…» (продолжите дальше); или: «Однажды, села бабочка на цветок, посмотрела вокруг…» (нужно придумать, что произошло дальше и чем кончилась сказка).
Сказки хороши тем, что можно изменять сюжет, героев, превращать отрицательное в положительное, и нравственные понятия рождаются как бы сами собой, просто, без поучения.
3. Загадка – это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что скрыто, спрятано, представлено в ином образе, ином качестве и это нужно отгадать. Отбирая загадки для наблюдений в природе, нужно учитывать, что для малышей можно предложить загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Например: Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьет,
Мяу-мяу поет.
Для детей средней группы предлагаются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами:
Скатерть бела – всю землю одела (снег);
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня (луной).
Старшим дошкольникам можно загадывать и литературные, и народные загадки. Характеристика предметов и явлений в них может быть и лаконичной и подробной, но среди признаков должен быть назван существенный.
Например:
Доброе, хорошее Неизвестно, где живет.
На людей глядит, Налетит – деревья гнет.
А людям на себя Засвистит – по речке дрожь.
Глядеть не велит (солнце); Озорник, а не уймешь (ветер).
Отгадывание загадок повышает познавательную и творческую активность дошкольников.
4. Поговорки придают нашей речи яркость и образность, делают ее эмоциональной. Их можно применять со средней группы, когда дети уже имеют элементарные представления о мире природы, а в чем отличие пословицы и поговорки (почему так говорят). Вот примеры:
Пословицы :(ПОУЧАЮТ)
- Береги нос в большой мороз;
- Кто весной не пролежит, весь год будет сыт;
- Не поклонясь до земли, грибка не поднимешь;
- В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.
Поговорки (ДАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ЯВЛЕНИЯМ)
- Как месяц не свети – все не солнышко;
- От осени к лету повороту нету;
- Матушка весна всем красна;
- Листья, как птицы: посидят, а осенью улетят.
Регулярное использование пословиц и поговорок учит ребенка лучше понимать выражения народной мудрости, делать выводы, дает установку быть любознательным.
5. Фольклорные заклички – небольшие песенки, которые часто сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процессы социальной жизни, явления природы, трудовые действия. Кроме того, все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут они в закличке, как одушевленные существа. В ней не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, в ритме, выражение чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга, радости, доверия.
Ах ты, Радуга-дуга Гром-гремучий,
Ты высока и туга! Тресни тучей,
Не дай дождичка, Дай дождя
Дай нам ведрышко; С небесной кручи;
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Все явления природы имеют ласковые имена – солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна-красна, радуга-дуга.
6. Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать как можно больше о домашних животных, птицах, об их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним. Это понимали и наши далекие предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе…
Ой ты, зимушка-зима, Галки, вороны,
Ты с морозами пришла, Все ли вы здоровы?
Ветер воет, вьюга вьет, Одна галка нездорова,
Вдоль по улице метет; Себе ножку наколола,
Мы поедем во Торжок,
Купим галке сапожок;
Ой, люли, люли, люли
Прилетели журавли.
Как они летели –
Все на них глядели.
Журавли курлыкали
Киски мурлыкали.
7. Приговорки – это общение с природой один на один. Приговорка настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде, бабочкам, жучкам, птицам.
Матушка – репка, Капуста – виласта
Уродись крепка… Не будь голенаста…
Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи.
Ветер – ветрецо, Мотылек – витилек,
Не дует мне в лицо, Принеси нам ветерок:
А дует мне в спину, От ворот в поворот
Чтоб идти было в силу Гнать кораблик в ручеек.
Часто приговорки предупреждают о несчастном случае.
Ой не трогай меня, Обожгу без огня!
Они учат детей быть внимательными к своим действиям, Проверять действия правилами и строго соблюдать их.
На одной ноге постойка, Ногу левую – к груди.
Если ты солдатик стойкий Да смотри – не упади!
8. Приметы появились очень давно. Наблюдая за миром природы годами, народ примечал, что за одним явлением обязательно последует именно вот это, а не другое.
Например:
- Если солнце заходит красно – погода будет ветреная;
- Увидел скворца – весна у крыльца;
- Собака катается – к дождю или снегу;
- Много снега – много хлеба.
Детям нужно сказать, что это секреты и хитрости природы. Их очень много, а если быть внимательным, наблюдательным, можно и самому составить примету.
9. Небылицы-перевертыши – шуточные стишки, в которых есть связи предметов и явлений нарушены. В них, по выражению К. Чуковского, «Неправильная координация вещей способствует утверждению правильной». Они созданы, чтобы воспитывать юмор и стимулировать умственные силы ребенка.
Злая кошка громко лает, Стой, она тебя не пустит!
Дом хозяйский охраняет. Не послушаешь – укусит;
Снег идет – жара такая,
Птицы с юга улетают.
Все вокруг белым-бело,
Лето красное пришло.
Используя во время наблюдений любые без исключения формы художественного слова, развивают в детях различные виды личной активности, дают ребенку возможность жить эмоционально благополучно, развивать познавательную активность через формирование стойкого познавательного интереса.