Получи документы

Использование художественного слова в процессе наблюдения

Татьяна Исакова
Использование художественного слова в процессе наблюдения
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Использование художественного слова в процессе наблюдения»

Воспитатель :

Исакова Т. Н.

г. Курчатов

Ознакомление с природой, её явлениями, получение конкретных знаний, развития мышления, речи, воспитания интереса к природе, любовь ко всему окружающему и бережное отношение у детей дошкольного возраста в основном проходит через наблюдения.

Публикация «Использование художественного слова в процессе наблюдения» размещена в разделах

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. Основана на совместной деятельности анализаторов (слуха, зрения, ощущений, благодаря слову воспитателя у детей формируются первичные представления об объектах природы в естественных условиях проводится на ежедневных прогулках дошкольников всех возрастных групп. В зависимости от возраста детей и наблюдаемого объекта наблюдения могут быть кратковременными или длительными. Последние ведутся в течение многих дней и даже недель (старшая и подготовительная объектах живой и неживой природы, природных явлениях, причинно-следственных связях между изменениями в живой и неживой природе (стало холодно – завяли цветы, спрятались насекомые, улетели птицы, развиваются интерес, любознательность, внимание, речь, воспитывается стремление бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым, желание помогать им. Природа является также одним из основных средств эстетического воспитания детей.

. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представление об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Дети наблюдают за погодой (холодно, пасмурно, дует ветер, небом (цвет неба, движение облаков, радуга, закат солнца, деревьями, цветами, насекомыми, птицами, сезонными изменениями в жизни растений и птиц (появление листьев, цветов, листопад, прилет и отлет птиц). Каждое наблюдение должно давать детям новое знание, постепенно расширять и углублять первоначальное представление. Для более качественного получения информации, для закрепления знаний о природе и её явлениях используем такие методы и формы работы: это могут быть рассказы воспитателя о природе,

Для получения более ярких, прочных представлений восприятия природы хорошо использовать такие методы и формы работы как художественное слово, что одновременно обогащает словарь детей, чувственный опыт (восхищение, радость, жалость, грусть и др., а также помогает привлечь их внимание и сосредоточиться на наблюдаемом.

Это стихотворения, произведения фольклорных жанров: потешки, песенки, заклички, приговорки, прибаутки, а также загадки, пословицы и поговорки, сказки, приметы, небылицы-перевертыши.

Краткая характеристика некоторых форм художественного слова :

1. На прогулке используются небольшие по размеру стихи или несколько строк из них. Важно привлекать детей к их рассказыванию (если стихи выучены ими предварительно). Рифмованные, эмоционально и образно окрашенные строчки обогащают впечатления от наблюдений, несут чувство эмоциональной гармонии, близости ко всему живому, чуткое отношение к нему, воспитывают зачатки экологической культуры.

О. Высоцкая Н. Головина

Улетели птицы разные, Жук в рубашке полосатой

Смолк их звонкий перепев, Прилетел играть к ребятам,

А рябина осень празднует, На цветок лиловый сел -

Бусы красные надев. Песню звонкую запел.

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул.

2. Сказка – более емкая по размеру форма художественного слова. Поэтому на прогулке лучше всего подходят сказки-шутки, сказки-потешки, сказки экологической тематики. Часто сказки предшествуют наблюдению и могут быть прочитаны после нее. На прогулке показательны сказки, придуманные детьми по предложенному началу, например: «Жили-были два муравья. Один из них после прогулки спешил домой…» (продолжите дальше); или: «Однажды, села бабочка на цветок, посмотрела вокруг…» (нужно придумать, что произошло дальше и чем кончилась сказка).

Сказки хороши тем, что можно изменять сюжет, героев, превращать отрицательное в положительное, и нравственные понятия рождаются как бы сами собой, просто, без поучения.

3. Загадка – это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что скрыто, спрятано, представлено в ином образе, ином качестве и это нужно отгадать. Отбирая загадки для наблюдений в природе, нужно учитывать, что для малышей можно предложить загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

Например: Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молочко пьет,

Мяу-мяу поет.

Для детей средней группы предлагаются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами:

Скатерть бела – всю землю одела (снег);

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня (луной).

Старшим дошкольникам можно загадывать и литературные, и народные загадки. Характеристика предметов и явлений в них может быть и лаконичной и подробной, но среди признаков должен быть назван существенный.

Например:

Доброе, хорошее Неизвестно, где живет.

На людей глядит, Налетит – деревья гнет.

А людям на себя Засвистит – по речке дрожь.

Глядеть не велит (солнце); Озорник, а не уймешь (ветер).

Отгадывание загадок повышает познавательную и творческую активность дошкольников.

4. Поговорки придают нашей речи яркость и образность, делают ее эмоциональной. Их можно применять со средней группы, когда дети уже имеют элементарные представления о мире природы, а в чем отличие пословицы и поговорки (почему так говорят). Вот примеры:

Пословицы :(ПОУЧАЮТ)

- Береги нос в большой мороз;

- Кто весной не пролежит, весь год будет сыт;

- Не поклонясь до земли, грибка не поднимешь;

- В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.

Поговорки (ДАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ЯВЛЕНИЯМ)

- Как месяц не свети – все не солнышко;

- От осени к лету повороту нету;

- Матушка весна всем красна;

- Листья, как птицы: посидят, а осенью улетят.

Регулярное использование пословиц и поговорок учит ребенка лучше понимать выражения народной мудрости, делать выводы, дает установку быть любознательным.

5. Фольклорные заклички – небольшие песенки, которые часто сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процессы социальной жизни, явления природы, трудовые действия. Кроме того, все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут они в закличке, как одушевленные существа. В ней не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, в ритме, выражение чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга, радости, доверия.

Ах ты, Радуга-дуга Гром-гремучий,

Ты высока и туга! Тресни тучей,

Не дай дождичка, Дай дождя

Дай нам ведрышко; С небесной кручи;

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко:

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Все явления природы имеют ласковые имена – солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна-красна, радуга-дуга.

6. Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать как можно больше о домашних животных, птицах, об их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним. Это понимали и наши далекие предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе…

Ой ты, зимушка-зима, Галки, вороны,

Ты с морозами пришла, Все ли вы здоровы?

Ветер воет, вьюга вьет, Одна галка нездорова,

Вдоль по улице метет; Себе ножку наколола,

Мы поедем во Торжок,

Купим галке сапожок;

Ой, люли, люли, люли

Прилетели журавли.

Как они летели –

Все на них глядели.

Журавли курлыкали

Киски мурлыкали.

7. Приговорки – это общение с природой один на один. Приговорка настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде, бабочкам, жучкам, птицам.

Матушка – репка, Капуста – виласта

Уродись крепка… Не будь голенаста…

Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи.

Ветер – ветрецо, Мотылек – витилек,

Не дует мне в лицо, Принеси нам ветерок:

А дует мне в спину, От ворот в поворот

Чтоб идти было в силу Гнать кораблик в ручеек.

Часто приговорки предупреждают о несчастном случае.

Ой не трогай меня, Обожгу без огня!

Они учат детей быть внимательными к своим действиям, Проверять действия правилами и строго соблюдать их.

На одной ноге постойка, Ногу левую – к груди.

Если ты солдатик стойкий Да смотри – не упади!

8. Приметы появились очень давно. Наблюдая за миром природы годами, народ примечал, что за одним явлением обязательно последует именно вот это, а не другое.

Например:

- Если солнце заходит красно – погода будет ветреная;

- Увидел скворца – весна у крыльца;

- Собака катается – к дождю или снегу;

- Много снега – много хлеба.

Детям нужно сказать, что это секреты и хитрости природы. Их очень много, а если быть внимательным, наблюдательным, можно и самому составить примету.

9. Небылицы-перевертыши – шуточные стишки, в которых есть связи предметов и явлений нарушены. В них, по выражению К. Чуковского, «Неправильная координация вещей способствует утверждению правильной». Они созданы, чтобы воспитывать юмор и стимулировать умственные силы ребенка.

Злая кошка громко лает, Стой, она тебя не пустит!

Дом хозяйский охраняет. Не послушаешь – укусит;

Снег идет – жара такая,

Птицы с юга улетают.

Все вокруг белым-бело,

Лето красное пришло.

Используя во время наблюдений любые без исключения формы художественного слова, развивают в детях различные виды личной активности, дают ребенку возможность жить эмоционально благополучно, развивать познавательную активность через формирование стойкого познавательного интереса.

Публикации по теме:

Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова Современный период развития общества характеризуется резким возрастанием роли воспитания. В последнее время социокультурную ситуацию в нашей.

Развитие творческих способностей детей посредством художественного слова «Развитие творческих способностей детей через художественное слово» Подготовила : Шиндяпина Т. Н. Первое знакомство ребенка с художественным.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Использование художественного слова для воспитания культурно-гигиенических навыков В доме ребенка содержатся дети от 0 до трех лет, это те дети, которые остались без родителей, кто-то временно, кто-то навсегда. Воспитание.

Картотека художественного слова «Моя семья» «Семья» Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. - Как слово получилось, Не ясно нам совсем! Ну, «Я» - мы понимаем, А почему их.

Консультация «Развитие речи ребенка посредством художественного слова» Консультация Тема: «Развитие речи ребенка через художественное слово». Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное.

Картотека художественного слова о летеКартотека художественного слова о лете Стихи о лете 1. Лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком. В. Берестов 2. Сколько солнца! Сколько.

Педагогические возможности интеграции художественного слова в различные виды деятельности В последнее время в связи с введением новых образовательных стандартов у учёных и практических работников вновь появился интерес к интеграции.

Подбор художественного слова к различным видам труда детей дошкольного возраста Младший возрастСамообслуживание Умываемся: Водичка-водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки блестели, Чтоб смеялся роток,.

Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей в старшей группе (школа молодого воспитателя) Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование художественного слова в процессе наблюдения
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 08:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование художественного слова в процессе наблюдения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Исакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД