Татьяна Ларина
Использование гимнастики-хатха йоги в физическом воспитании у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. В дошкольном возрасте сохранение и укрепление здоровья детей всегда является ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждений. В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он оптимистичен, жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Публикация «Использование гимнастики-хатха йоги в физическом воспитании у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Темочки
Слайд 2. На протяжении последних десятилетий в нашей стране ухудшается физическое развитие и состояние здоровья всего населения, в том числе и детей. Особенно это стало заметно после длительных карантинных мероприятий, которые ограничили двигательную активность детей, дефицит физической нагрузки повлиял на скоростно-силовые качества воспитанников.
Слайд 3. Все это способствовало разработке системы оздоровительных мероприятий в ДОУ, с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из результативных технологий является Хатха-йога. Для работы с детьми была разработана программа кружка с использованием элементов хатха-йоги для детей 5 6 лет.
Данный вид деятельности обладает рядом преимуществ перед другими видами физической активности : она не требует больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, может проводиться с любыми возрастными категориями, в том числе и дошкольниками.
Слайд 4. Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Под ее воздействием укрепляется здоровье, формируется красивая фигура, правильная осанка, улучшается координация движений, вырабатываются сила воли, выдержка, уверенность в себе. Упражнения приучают воспитанников к каждодневному преодолению трудностей, повышают жизненный тонус и работоспособность, создают хорошее настроение. Хатха – йога – это физические упражнения.
В переводе с санскрита ХА означает Солнце, ТХА – Луну, т. е. дословный перевод понятия Хатха – йога звучит как солнечная и лунная йога.
Слайд 5. Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, остеохондроза, кифоза, астмы и простудных заболеваний, они помогают стать им более внимательными на занятиях.
Слайд 6-12. Большинство поз (асан) хатха – йоги естественны, физиологичны. Они копируют зверей, животных и насекомых. Многие позы названы их именами. Знакомые образы например, кошки, льва, рыбы, аиста, верблюда, змеи ит. д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение.
Йога позволяет удовлетворить потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети становятся бодрыми, гибкими, координированными, улучшается их способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в современных условиях, когда дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером.
Слайд 13. Особенности проведения занятий:
1. Место Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным,
температура не ниже + 17.
2. Одежда
Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
3. Время
Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или
днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.
Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.
Занятия с детьми строятся на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, дидактическими и подвижными
играми, играми на развитие внимания, памяти.
Продолжительность занятия от 15 до 25 минут. Все упражнения выполняются правильно и осторожно, без напряжения.
Слайд 14. Каждое занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть: Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть суставы. Данная часть включает в себя разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи.
Основная часть: разучивание комплекса статистических упражнений,
выполнение позы.
Заключительная часть: Основная цель научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.
Слайд 15. В результате проведения занятий кружка с элементами хатха-йоги :
• Установление психологического комфорта в коллективе (сократились конфликты между детьми; дети с удовольствием идут в детский сад).
• Умение детей творчески работать со сказкой (использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности; овладение умением театрализовать сказки, умение сочинять сказки).
• Формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; чувства доброты, сострадания умение радоваться за успехи товарища; позиции бережного отношения к окружающему миру; коммуникативных навыков).