Светлана Брусова
Использование фольклора Владимирского края как средства патриотического воспитания детей
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… (Д. С. Лихачев).
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
Публикация «Использование фольклора Владимирского края как средства патриотического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям и обычаям русского народа и своего родного края не случайна. Всем известно, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает и кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски
Таким образом, суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и к семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки.
Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается на всегда. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется, это можно использовать в работе по совершенствованию произношения слов, правильной дикции.
Хоровод – это жанр, в котором поэтически - музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Одни игры и хороводы помогают почувствовать себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть её.
Работа с родителями:
-Дети должны знать семейные корни, желательно проводить в семье беседы о традициях семьи, о родственниках, знать их заслуги и подвиги, свершенные на благо своего родного края.
-Обсуждение с родителями телепередач о судьбе нашего Владимирского региона.
(Канал «33регион», местное кабельное ТВ-рублика «Наследие», статьи в районной газете «Красное знамя», где печатается материал о героическом и историческом прошлом и настоящем родного города и области.)
-Беседы с детьми о проблемах жизни страны, города. семьи, выборе профессий (кем хотят стать, что сделать в будущем полезного для своего региона)