Ирина Панина
Использование игровых технологий как средства воспитания и физического развития здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 372
Панина Ирина Владимировна, воспитатель
детский сад №157 «Светлячок», г. Тольятти,
Российская Федерация
knyaz19780mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Аннотация: авторы статьи раскрывают роль игры в развитии и становлении личности ребенка, решение комплекса задач через игровые технологии.
Публикация «Использование игровых технологий как средства воспитания и физического развития здорового ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: физическое воспитание, игры, игровые технологии, детский сад.
Врожденная и жизненно необходимая потребность человека – движение. Особенно важно удовлетворение этой потребности в раннем возрасте, в период формирования основных функций и систем организма.
Гармоничное развитие ребенка неразрывно связано с тем как много он двигается: недостаточная двигательная активность влияет как на здоровье, так и на интеллектуальное развитие детей, обедняет их эмоциональную сферу.
И перед педагогами детского сада стоит задача: найти тот инструмент, который станет источником радостных эмоций, станет ключом к познанию мира и будет иметь воспитательную силу.
С этой целью в детском саду активно используются игровые технологии. В том числе и в физическом развитии детей дошкольного возраста. Игровые физические упражнения увлекают ребенка, дают максимальную разрядку, побуждают к действиям. Игры с движением развивают координационные способности, смелость (залезть до определенной высоты по вертикальной стенке в игре «Пожарные», ловкость (подбросить и поймать теннисный мяч).
Взаимодействуя с различными спортивными атрибутами, ребенок обогащает свой тактильный опыт (резиновый мяч – гладкий, волейбольный – шершавый, а мяч для большого тенниса имеет отличную от других мячей покрытие и так далее). В игре ребенок закрепляет пространственные и временные представления (подвижная игра «День – ночь», узнает о форме и величине предметов, обогащает свой жизненный опыт и знания.
Играя, ребенок обогащает свой опыт поведения в различных ситуациях, включается в общение со сверстниками и взрослыми.
Немаловажное значение в жизни детей дошкольного возраста имеет подвижная игра. Спецификой подвижных игр служит сознательная и активная деятельность ребенка. Решение двигательной задачи – цель подвижной игры.
Игровая ситуация увлекает, воспитывает детей, побуждает к движению, а зачины и диалоги некоторых игр непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые требуется ребенку умело подчеркнуть в образе (медведь – неуклюжий, зайцы – скачут быстро и не слышно, мягко приземляясь на лапки).
В процессе игры дети увлекаются, эмоциональное возбуждение отвлекает от правильного выполнения двигательной задачи, поэтому важное условие – в игре используются основные виды движения, хорошо усвоенные ранее на занятиях. В процессе физического воспитания игра направлена на закрепление двигательных навыков, сформированных на занятиях, на их совершенствование и получение более интенсивной нагрузки.
Нередко в течение игры происходит смена одних движений другими, что практически исключает вероятность быстрого утомления детей дошкольного возраста. Изменяя темп игры самостоятельно, дети превращают игру в средство физического воспитания с регулируемой нагрузкой.
Подвижные игры отличаются богатством интеллектуального содержания: требуют широкой ориентировки в пространстве, сообразительности, представляя собой комплексы естественных движений разного типа и в различных сочетаниях. Преодоление возникших в игре трудностей неразрывно связано с мыслительной деятельностью: анализ создавшейся ситуации, принятие опреативного решения двигательных задач.
Ребенок должен менять свое поведение, чтобы действовать в соответствии с условиями и правилами игры, что в свою очередь требует применение ранее выработанного стереотипа в новых условиях, его изменения, приспособления к окружающей обстановке.
По своему содержанию подвижные игры разделяются на имитационные, сюжетные, бессюжетные; по степени интенсивности: малой, средней и высокой интенсивности; как вид спортивного упражнения: на спортивные и подвижные.
Важно помнить, что приоритетная задача педагога – научить детей играть самостоятельно и активно, только в этом случае дети приучаются автономно в любой игровой ситуации регулировать степень мышечного напряжения и внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей обстановки, находить выход из положения, принимать решение и приводить его в исполнение. Это развивает в ребенке важные качества, необходимые в будущей жизни.
Таким образом, подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами – основа начального этапа гармоничного развитой, активной личности. Важно помнить, что детские впечатления самые яркие и глубокие и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они основа для дальнейшего развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Список использованной литературы :
1. Пидкасистый, И. В. Технология игры в обучении и развитии : Учебное пособие / И. В. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М. : РПА, 1996. – 296 с.
2. Горячева, Е. Н. Игровые технологии в физическом воспитании / Е. Н. Горячева // Медработник. – 2017. – С. 60-65
© И. В. Панина,