Анисимова Инна Владимировна
Использование русской народной сказки и фольклора как средство воспитания любви к Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Использование русской народной сказки и фольклора как средство воспитания любви к Родине. "
В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры народов России.
Публикация «Использование русской народной сказки и фольклора как средство воспитания любви к Родине» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т. е. развитие межэтнических отношений.
В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры народов России.
Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т. е. развитие межэтнических отношений.
Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории.
Сказка является отражением человеческой культуры. У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т. п.).
Познавательное значение сказки проявляется
прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни
и характеров людей.
Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризуетцелый социальный
слой людей.
Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
• Сказка развивает эстетическое чувство,
для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
• В русских сказках присутствует образ родной земли.
Поэтически даётся характеристика русской природы.
Природа изображается именно русская : чистое поле, береза, калина.
Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением и ощущением того, что краше нее не бывает.
Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.
Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.
Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа.
• В этих сказках видны и нравственные понятия и лукавый русский ум.
Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм :
• заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни,
• познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами,
• показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
• познакомить с понятием дом - как частью культуры, местом основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья,
• познакомить со старинными предметами быта, а также как образца деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам, мультфильмов, экранизаций, медиаобразовательных игр.
• познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством, орудиями производства;
• показать роль природы в жизни крестьянской семьи;
• обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;
• освоить старинные детские игры,
• обогатить речь ребенка присказками, пословицами, поговорками, загадками и т. д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха)
Познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения
Основной формой и способом реализации этих задач являются:
• Чтение сказок. Рассказывание сказок.
• Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам.
• Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой.
• Дидактические и медиаобразовательные игры.
• Создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей» (картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиаобразовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
Создание и пополнение «Короба сказок»
• Проведение досугов народных праздников.
• Драматизация сказок.
• Игровые занятия;
• Комплексные занятия;
• Самостоятельная игровая деятельность детей;
• самостоятельная продуктивная деятельность детей;
• посещение кукольного и драматического театра.
Занятия в кружке «Мастерская Ляп Лепыча» (изготовление поделок из соленого теста и других пластических материалов по сюжетам сказок) Работа с родителями
• В форме консультаций,
• родительских уголков,
• конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа,
• организация выставки книг «Бабушкины сказки» (тематическая подборка разных изданий и года выпуска одной сказки).
Методы и приемы
В качестве основных методов и приемов использую :
• элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы;
• игровые задания;
• игры -экспериментирования с предметами и материалами;
• моделирование сказочных сюжетов;
• творческие задания;
• пластические игры и упражнения;
• элементы драматизации.