Анастасия Ельцова
Использование фольклора в режимных моментах как средство адаптации детей раннего возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора в режимных моментах
как средство адаптации детей раннего возраста в детском саду
Ельцова Анастасия Ивановна, воспитатель.
МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида», г. Орёл
Публикация «Использование фольклора в режимных моментах как средство адаптации детей раннего возраста в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
На сегодняшний день общепризнанно, что адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в детский сад, т. е. ребенок должен быть психологически готов общаться со сверстниками. Должна быть сформирована воспитателями и родителями социальная позиция ребенка. Он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, понимать и выполнять требования воспитателя и на начальном уровне контролировать свое поведение во время взаимодействия. В формировании адаптивной социальной позиции ребенка большую роль играют техники и приемы взаимодействия с ребенком раннего возраста. Так, в качестве наиболее оптимальных средств максимально способствующих адаптации ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения являются средства малого фольклора.
Тема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством фольклора актуальна и на сегодняшний день. Фольклор позволяет ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, стать более уверенным в себе и т. д. Фольклор помогает ребенку найти выход из различных сложных ситуаций, оказывает поддержку его возможностей и помогает найти веру в себя [5].
Проблема применения фольклорных произведений в режимных моментах в целях адаптации детей раннего возраста к детскому саду связанная с тем, что, несмотря на достаточную научно-методическую разработанность данного вопроса, в практике работы дошкольной образовательной организации наблюдается отсутствие системности и целенаправленности в работе педагогов, затруднения в организации применения фольклора в режимных моментах.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое потому, что весь опыт человечества мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Обращения к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования. Произведения фольклора всегда близки природе ребенка: простота этих произведений, легкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. Отражение в играх, песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры [1].
Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста : формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.
Адаптация для детей раннего возраста начинается с приучения к режиму. Соблюдение режима способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка, формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Благодаря режиму у ребенка формируются здоровые стереотипы, помогающие ему адаптироваться в микросоциуме группы. Кроме того, в режимные моменты осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни.
Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Как показывает опыт, соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм : пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе жанровые богатства. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи. Доброжелательное подтрунивание потешек – эффективное «педагогическое» воздействие. Это лекарство против капризов, упрямства, лени, эгоизма, трусости. Народная педагогика на протяжении веков создала и собрала замечательные частушки, потешки, прибаутки, песенки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже для самых маленьких [2].
Фольклорные игры являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движение. При этом ребенок не только воспринимает общее значение слова, но и постигает глубокий смысл выражения, благодаря образности и восприятию их эмоциональный уровень. Потешки построены на ритмичности, а чувство ритма рождает у ребенка состояние безопасности и комфорта, развивая положительный эмоциональный фон, что способствует развитию ребенка.
При анализе последних тенденций развития современного общества и выполняя его социальный заказ, воспитатель дошкольного учреждения обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осуществить разностороннее развитие воспитанников. Наиболее целесообразно использовать фольклорное творчество русского народа. При работе с детьми раннего возраста знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Использование малых форм фольклора развивает познавательную активность детей, формирует первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, воспитывает любовь к народному национальному искусству.
Многие фольклорные произведения помогают дать ребенку обширную сумму знаний, обеспечивают их прочное запоминание, приводят к пониманию, что все предметы и явления окружающего мира взаимосвязаны и взаимозависимы.
Опыт работы с детьми первой младшей группы показал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к дошкольному учреждению. Использование малых форм фольклора является одним из действенных способов для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.