МААМ-картинки

Использование фольклора Белгородского края как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Елена Бездетко
Использование фольклора Белгородского края как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источника гармонизации деятельности ребёнка, развитии его творческого потенциала, а так же духовно-нравственного воспитания.

Проблема приобщения детей к народной художественной культуре непосредственно связана с национальной основой формирования личности, поэтому важная задача педагогов – способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины. Современный уровень знаний наших детей об историческом пошлом Белгородчины предполагает изучение и осмысление народного искусства, как части культуры России. Перспективы возрождения края, сохранение народного художественного творчества, передача его будущему поколению.

Публикация «Использование фольклора Белгородского края как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации.

Педагоги нашего детского сада определили пути повышения эффективности процесса этнохудожественного воспитания дошкольников посредством широкого внедрения в образовательный процесс произведений детского музыкального фольклора. Для этого была определена ведущая цель работы: приобщение ребенка к культуре родного края, с учётом Белгородского региона. (Работа организовывалась в рамках муниципального эксперимента «Формирование личности дошкольника на материале традиций русской культуры).

В основе педагогического опыта лежат фундаментальные труды и работы в области детского музыкального фольклора Г. С. Виноградова, В. П. Аникина, С. И, Мерзлякова, И. И. Веретенникова. Существенные разработки по вопросам региональных программ сохранения и возрождения народных традиций, методологий и реализаций этнохудожественного образования содержатся в исследованиях М. С. Жирова, Т. И. Баклановой, Л. В. Кокуевой, О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.

Детский музыкальный фольклор – особая область народного творчества, результат своеобразного детского мышления и воспитания, во многом обусловленного уровнем и состоянием народных традиций. В этой связи как никогда актуальны слова русского философа Н. А. Бердяева о том, что изменения и улучшения в России могут произойти от внутренних процессов в русском народе. Бесспорно и педагогическая мудрость педагогов философов: К. Д. Ушинского, Г. Н. Волкова, В. А. Сухомлинского, которые, высоко оценили духовно – нравственный опыт своего народа и утверждали, что воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно целесообразно и гармонично, и строится на глубокой связи с психологией, культурой, традициями своего народа. Это обстоятельство актуализирует проблему выявления этнопедагогического потенциала детского музыкального творчества, его реализацию в содержании этнохудожественного образования детей.

В работе с детьми педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные формы, методы обучения детей дошкольного возраста, побуждающие их к активному мышлению, творческому поиску, сотрудничеству. Это: занятия-беседы, занятия-экскурсии, занятия-показы, занятия-поиски, занятия-демонстрации.

В духовно-нравственном воспитании дошкольников, учитывая его специфику, связанную с познанием и освоением традиционной и художественной культуры края, преобладают этнографические беседы, занятия-показы, концерты, творческие выступления, музыкальные викторины.

Проведение с детьми занятий содержащих элементы детского музыкального фольклора, обязательно сопровождается с уклоном на изучение особенностей традиций Белгородского края, обычаев предков живущих в нашем регионе. На начальном этапе работы с детьми даются понятия «народный» и «фольклорный», раскрывается суть различия между данными определениями.

Опят сценического освоения традиционной культуры края приобретается ребятами через концертные выступления, участие в народных и фольклорных праздниках в ДОУ, на территории Масловопристанского поселения, в Модельном доме культуры п. Маслова Пристань, в детской школе искусств п. Маслова Пристань. При сотрудничестве с данными учреждениями были проведены многочисленные народные и фольклорные праздники, гуляния «Рождественские святки», «Масленица», «Михайлов день» (пристольный праздник).

Во время подготовки к праздникам, для сохранения более точных традиций проведения праздников, с детьми разучиваются детские народные и фольклорные песни Белгородского региона (диалогические, песни с припевом, кумулятивные, песенки-перегудки, колыбельные и игровые песни, беседные песни); заклички, приговоры; потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки, потешки, колядки, веснянки, заклички, частушки); игровой фольклор (игры, считалки). Например, ряд популярных хороводных песен («А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», плясовые-карогодные песни «Матаня», «Барыня», «Окулинка»).

Большим творческим стимулом для детей является сочетание хореографического движения с пением, т. к. в движении происходит более быстрый процесс усвоения нового материала. Поэтому, отдельным направлением в работе с детьми является изучение элементов хореографии Белгородского региона : танцы, хороводы, карагоды. Детям показываются положения рук (на уровне груди и плеч обе руки, ниже пояса, выше головы, движения ног («скользящий» шаг, «шаркающий», «переменный», перестроения (танок «вилек», танок «стенка на стенку», танок «у рядок», танок «парами»).

Наблюдая за бытованием фольклора среди детей, следует отметить, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Аналогичным образом воспроизводятся также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование которых помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки.

Чтобы детям было интересней исполнять народные песни, проводятся беседы с доходчивыми и понятными им рассказами о них, с использованием иллюстраций, репродукции картин художников, творениями народных умельцев.

На занятиях рассказывается детям о том, что народные и фольклорные песни поются не только с инструментальным сопровождением, но и акапельно (без музыкального сопровождения). Вместе разучивается ряд песен: «Ладушки», «Совушка». Кроме этого детям рассказывается и о беседных песнях которые также поются акапельно, и служили в старину для сопровождения работы. («Рябинушка», «Травушка-Муравушка»).

Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Приглашенные гости к ребятам: бабушка, дедушка, красная девица, вудут живой рассказ о народном празднике, который сопровождается исполнением песни, обряда, проведением (разучиванием) игры, что усиливает эмоциональную реакцию детей на увиденное и услышанное.

На посиделках с детьми не только разучиваются песни, водятся хороводы, игры, но и изготавливаются разные предметы, которые необходимы для праздника. Оформляя интерьер русской горницы предметами старины (развлечение «В гостях у бабушки Арины», изготавливаются открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким людям.

К каждому празднику подбираются театрализованные миниспектакли, в которых актерами являются сами дошкольники. Так, к «Осенинам» готовили музыкальную постановку сказки-песни «Репка» на основе русской народной песни «Барыня».

Работа над постановкой этого миниспектакля повысила эмоциональный настрой детей. Духовно-нравственное содержание произведений способствовало объединению детского радостного эстетического переживания. У них поднялось настроение, желание творить, импровизировать. Ребята приобщились к совместным действиям.

Гармоничное соединение движений и рифмованной речи привело к тому, что дети научились выразительно говорить, точно воспроизводить музыкально-ритмические движения, сопровождающие песню-сказку.

Также дети знакомятся с обрядовым фольклором Белгородчины. Практический материал – игры, песни, танцы - подбираются в соответствии с народным календарём, который соответствует четырём временам года.

Обряд – есть действие, сопровождающие важные моменты жизни человека. Поэтому детям рассказывается, что на Белгородчине существует два вида обрядов – календарно-земледельческого круга и семейно-бытовые.

Так, осенью дети знакомятся с песнями о труде: «Серпы золотые» - жнивная, «Восенуша-осень», «Ой,ниточка» - шуточная, «Уж ты, прялица» - плясовая. Рассказывается им о том, когда эти песни пелись, в какие моменты, т. е. формируются представления детей не только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе наших предков, но и об их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу, источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы.

Одним из важнейших земледельческих обрядов края считается обряд зимних Святок.

Ребятам он особо интересен. Дети знакомятся с пением рождественских колядок. Наряжаются в костюмы животных, мифологических персонажей – Коляду, Овсень, имитируют гадания, ходим по группам, поздравляем всех воспитанников и сотрудников ДОУ с зимними Святками. Хозяева одаривают колядовщиков сладостями, что вызывает у детей неподдельный восторг, а вместе с этим приобщает их к истокам духовности родного края.

Активным этапом освоения народного творчества является обучение дошкольников народному пению на традициях Белгородчины. Дети знакомятся со спецификой белгородского певческого звука : «Звук должен быть ярким, полетным – как ширь полей родной Белгородчины, высоким, звонким – как голубой шатер неба», манерой пения, прослушивая в аудиозаписи песни Белгородско – Воронежского региона, дети обучаются народному пению.

В работе с родителями по этнохудожественному воспитанию детей использовались как традиционные формы: участие в родительских собраниях, консультации, беседы, так и нетрадиционные методы: круглый стол, дискуссии, клуб «В гостях у наших предков».

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о культуре своего народа уже есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ этнохудожественной культуры.

Таким образом, следует сказать, что вся деятельность не направлена на воспитание профессиональных певцов, музыкантов, искусствоведов. И кем бы они были в будущем, дети, главное будут любить, понимать и ценить народное искусство и станут достойными гражданами родного Отечества.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора Белгородского края как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 13:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклора Белгородского края как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бездетко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД