Татьяна Сапрыкина
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из вариантов организации детской инициативы и самостоятельности является «Доска выбора», «Экран выбора». Они представляют собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Затем педагог выясняет возможное количество детей, которые могут одновременно посещать каждую зону. Это количество может быть отражено на «Доске выбора» с помощью кармашков. В таком случае под пиктограммой одной зоны будут находиться три кармана, под другой — пять и т. п. Общее же число кармашков соответствует количеству детей в группе. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливают для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Для развития детской инициативы и самостоятельности в своей группе, подготовительной №1, я сделала «Круг выбора».
Публикация «Использование „Доски выбора“ для развития инициативы и самостоятельности детей в подготовительной группе» размещена в разделах
Поделила «Круг выбора» на 8 частей, каждая из которых соответствует только одной игровой зоне группы, а вместо пиктограмм и надписей – фотографии уголков нашей группы. Количество детей, одновременно посещающих каждую зону, обозначаю на доске цифрой или словесно. Для каждого ребенка, вместе с детьми, мы изготовили значки – фотографии детей, прикрепленные к обычным разноцветным прищепкам. Такие значки легко крепятся к «Кругу выбора», к любой зоне, которую выбрал ребенок для самостоятельной деятельности.
Как работаем с «Кругом выбора».
Перед тем, как начать работу с «Кругом выбора» (обычно это бывает утром, перед завтраком или после завтрака, в конце «Утреннего круга») я с детьми обсуждаю такие вопросы, например: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
Перед началом работы в выбранных зонах, я определяю время в течение которого дети будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут, и договариваюсь с ними о том, что они закончат игру (конструирование и т. п.) сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, погремушки или же музыка). В подготовительной группе для этой цели можно использовать песочные часы. Если ребенок не успевает что – то сделать, по возможности стараюсь продлить ему время, чтобы он мог довести начатое до конца.
Как оцениваем себя.
Для оценки результатов деятельности у нас есть следующие значки: 2 солнышка и тучка со смайликами с разным настроением. Если у ребенка все получилось – он крепит значок на желтое солнышко с веселым смайликом, если что - то не получилось – на оранжевое солнышко со смайликом грустным, если совсем плохо – на тучку с плачущим смайликом.
Эти же значки мы можем использовать для определения настроения, с каким дети пришли в детский сад и с каким уходят домой.
По окончании работы дети забирают свои значки с круга выбора и помещают их на значки для анализа результатов своей деятельности, снова собираемся в кружок и я спрашиваю: «Почему ты поместил свой значок на то или иное солнышко, или на тучку?» Задаю наводящие вопросы: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»
Иногда делаем словесный анализ (с помощью вопросов) во время деятельности или по окончании деятельности детей.
(Можно использовать и другие значки для анализа, с помощью которых ребенок отвечает:
Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!
Палец вниз — я старался, но не получилось.
Изображение зайца — я старался, но очень торопился, и не все получилось хорошо. Изображение черепашки — я старался, но делал медленно - поэтому не успел).
Опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Кругом выбора», я учитываю ряд моментов. Например, если ребенок прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Моя задача — выяснить, чего именно не хватало ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.
После оценки результатов своей работы, если это возможно, то дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Круге выбора».
Когда и для чего используется «Круг выбора»
У нас тематическое планирование. «Круг выбора» я обычно использую при подведении итогов той или иной темы.
«Круг выбора» эффективно работает только тогда, когда развивающая среда в группе будет насыщенной, а в зонах будет находиться заранее определенное количество детей. Использование «Круга выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, проявлять инициативу, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.