Ангелина Кузнецова
Использование дистанционных технологий в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
Не так давно дистанционное обучение рассматривалось, как инновационная форма образования, но уже сейчас применение дистанционных технологий никого не удивляет.
В настоящее время постоянно совершенствуются и усложняются технологии, информатизация сферы образования приобретает устойчивое значение. Это направление развития образовательной отрасли подчеркивается в государственных документах и признается важнейшим национальным приоритетом.
Публикация «Использование дистанционных технологий в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах
С быстрым темпом развития коммуникационных и информационных технологий образование и обучение детей тесно связано с компьютеризацией. Она стала неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, которая повышает его качество.
Целью данного исследования является раскрытие способов применения дистанционного обучения, опираясь на личную оценку воспитателей.
Для осуществления цели нужно решить задачи:
1. Рассмотреть преимущества и недостатки дистанционного обучения в ДОО.
2. Проанализировать эффективность использования дистанционном обучения.
Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося. В дистанционном обучении существует два режима:
Оффлайн – педагог заранее создает видеоролик целого занятия по программе. Достоинством такого занятия является то, что ребенок может смотреть его самостоятельно без родителей.
Онлайн – самый сложный формат дистанционного занятия. Воспитатель взаимодействует с конкретным воспитанником в режиме реального времени при поддержке и контроле над ребенком со стороны родителя.
Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, а также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде.
В использовании дистанционного обучения возникли некоторые сложности из-за его новации. В первую очередь это недостаточная подготовка педагогов к такому обучению. Не все воспитатели в повседневной работе использовали ИКТ на занятиях. Я полагаю, что это могло быть связано с тем, что не каждый ДОО может позволить организовать рабочее место, в связи с отсутствием свободных площадей, поэтому, несмотря на финансовую поддержку государства, получается, что в детском саду средства ИКТ еще не стали привычными и хорошо освоенными инструментами педагогов. К сожалению, некоторые воспитатели не имеют необходимых условий, а другие не считают нужным выделять 10-20 минут режимного времени на образовательный процесс с использованием ИКТ. Таким педагогам было сложнее адаптироваться к удаленному режиму работы. Но все же всем пришлось перестраиваться на новый формат обучения. В ускоренном темпе обучаться с помощью вебинаров тому, как составлять и организовывать занятия в дистанционном режиме по нормам СанПиНа. А также осваивать методы мотивирования родителей помогать выполнять своим детям задания.
На видеоконференциях воспитатели столкнулись с техническими проблемами такими, как рассинхрон звука и видео, плохое качество видеопередачи, нестабильное подключение интернета. Некоторые родители не понимали даже, как включить звук в трансляции. Из-за подобных технических моментов детям было сложно адаптироваться и воспринимать подобный формат обучения. Вследствие чего многие родители отказывались выходить на такого рода видеоконференции. Поэтому некоторые занятия пришлось перевести в оффлайн режим.
Ввиду недостаточного опыта в дистанционном обучении много времени тратится на техническую организацию урока. Также воспитатели получили дополнительную нагрузку в работе, выраженную в написании инструкций для родителей, как выполнять задания. К каждому онлайн занятию педагоги готовят презентацию для лучшего усвоения материала детьми.
Еще одним минусом онлайн занятий является то, что не все семьи могут создать условия для обучения ребенка на дому. Из-за сложного материального положения родители не могут купить дорогостоящее оборудование. Есть семьи, в которых взрослым нужен компьютер для работы или в семье есть старший ребенок, которому отдается приоритет в обучении. В таких случаях воспитанник может заниматься по оффлайн занятиям в доступное для него время.
Также есть родители, которые не имеют мотивацию включаться в образовательный процесс. Несмотря на то, что многие дети умеют пользоваться различными видами ИКТ, им все равно нужна помощь взрослого, чтобы адаптироваться к новому формату обучения. В том случае, если родители не имеют возможности посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень знаний дошкольника может быть ниже необходимого уровня.
Можно подумать, что дистанционное обучение – это сплошные неудобства. Но это не так -такое обучение обладает массой преимуществ.
Первым плюсом является тот факт, что ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться из любой точки мира. Такой формат обучения позволяет всесторонне развиваться наравне с другими детьми, даже при условии невозможности посещать занятия очно.
С помощью дистанционного обучения можно также, как и при традиционных методах воспитания устанавливать оптимальный режим обучения, в котором учитывается возрастные особенности ребенка.
При определенных недостатках дистанционного обучения, также существует неоспоримое достоинство данного способа воспитания – устойчиво формируются навыки самоорганизации, самостоятельность и ответственность ребенка.
Родители наряду с этим становятся более активными участниками в образовательном процессе, что является несомненным плюсом. Таким образом, они больше времени уделяют своим детям, что благосклонно сказывается всестороннем развитии личности ребенка.
Дистанционное обучение подразумевает использование цифровых технологий, которые могут включать в себя игровые задания, онлайн-игры. Не стоит забывать, что дети дошкольного возраста познают мир, через игру.
Для педагогов, которые ранее не использовали в своей работе информационные технологии, есть шанс освоить их в дистанционном обучении. Научиться пользоваться интерактивными обучающими платформами и сервисами для видеотрансляций повышает ценность воспитателя.
Воспитатель в своей работе на дистанционном обучении активно использует компьютер. Конечно, необходимо выделить определённые виды интерактивных материалов, которые облегчают процесс преподнесения информации воспитанникам, у которых в связи с их возрастными особенностями более развито наглядно-образное мышление. Таким образом, фотографии, видеоролики, видеофрагменты, презентации могут сделать образовательную деятельность более наглядной, помогут активизировать познавательный интерес у воспитанников, реализовать дифференцированный подход в обучении, активизировать мыслительные процессы детей.
На базе МДОУ – детский сад №24 ознакомилась с опытом работы воспитателей в дистанционном обучении.
В реалиях современности воспитателям пришлось активно использовать ИКТ, показывая фрагменты мультфильмов, а также слайд-шоу и видеоролики об окружающем мире посредствам конференций и записанных занятий в видеоформате. Но все же новая форма обучения была для них не изведана, приходилось буквально «на лету» осваивать методологию и способы проведения занятий в дистанционном режиме.
В первую очередь педагоги налаживали совместную работу с родителями. На сайте был создан раздел «Сидим дома с пользой», где для каждой группы выкладывались расписания занятий и, в доступной для родителей форме, учебно-методический материал, который соответствует программному содержанию и тематическому плану. Материалы были представлены в виде обучающих мастер-классов и мультфильмов для детей. Для родителей публиковались материалы консультационного характера по проблемам и особенностям развития детей разного возраста. Педагоги размещали рекомендательный материал по дидактическим и подвижным играм с детьми в домашних условиях, а также материал для чтения малышам, в соответствии с программой обучения и воспитания.
Вечерами после занятий воспитатели выкладывали в родительский чат подробную инструкцию к следующему занятию по тому, какой материал подготовить, какие методы использовать для получения нужного результата.
Для помощи родителям проводились отдельные онлайн-конференции. В них обсуждалось, как технически обеспечить процесс обучения, выслушивались проблемы родителей и давались пути решения этих затруднений.
Занятия проводились в онлайн и оффлайн режиме. Онлайн занятия для старших дошкольников проводились каждый день по одному занятию, для младших по одному разу в неделю. Воспитатели разрабатывали конспекты занятий и подготавливали демонстрационный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации. Педагоги также записывали видеоуроки для детей, чтобы они могли заниматься в удобное для них время. Для создания этих уроков можно использовать простые сервисы для монтажа. Онлайн и оффлайн занятия не превышали 15 минут, чтобы дети дошкольного возраста могли удержать произвольное внимание.
Отрадно, что в итоге дети были очень рады онлайн занятиям, ведь это был единственный способ увидеть и услышать своих друзей и воспитателя. Именно желание детей учиться и стали мотиватором как для родителей, так и для воспитателей, которым пришлось в кратчайшие сроки освоить новейшие методы в организации воспитательного процесса. Педагоги признаются, что иногда занятие превращалось просто в разговоры о том, что видели дети, какие у них есть домашние животные. Дети также с радостью принимали участия в конкурсах и в различных мероприятиях, записывали свои выступления на камеру.
Структуру занятия было решено оставить как при очном обучении. Для привлечения внимания детей применялись традиционные игровые методы. Обязательно проводилась пальчиковая гимнастика, а после этого занятия проводилась зрительная гимнастика для профилактики чрезмерной зрительной активности.
На протяжении всего учебного года педагоги, в соответствии с ФГОС, придерживались разработанного календарно-тематического планирования, и посчитали важным этот принцип сохранить и при дистанционных занятиях. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить новые необходимые компоненты и планировать занятия так, чтобы тема одной недели логичным образом следовала за другой. Опыт работы воспитателей МДОУ – детский сад № 24 в дистанционном обучении, показал, что работа в таком режиме в ДОО возможна и является полноценным альтернативным вариантом обучения.
В данной работе раскрыты преимущества и недостатки дистанционного обучения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что такое обучение хоть и имеет больше минусов, но все же может существовать в реалах современности.