Наталия
Использование дидактических пособий изготовленных своими руками
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников.
Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.
Публикация «Использование дидактических пособий изготовленных своими руками» размещена в разделах
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр.
Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста, создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Понятие «дидактический материал»
Дидактический материал предназначен для осуществления познавательного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим материалом формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников, социально-коммуникативного развития. Использование дидактических игр и пособий в работе с дошкольниками способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности. Они помогают реализовать основные требования к развивающей предметно-пространственной среде:
насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения.
Значимость дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.
Цели применения дидактических материалов могут быть следующими:
развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете,
величине, положении в пространстве);
создание положительного эмоционального настроя;
развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
развитие речевых навыков;
обучение счёту, грамоте.
Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников.
Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.
1. Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы :
Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).
Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп
2. Объёмно-образные пособия
Это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят :
модели,
макеты,
муляжи и др.
Применение предметного дидактического материала на занятиях вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.
3. Знаковые дидактические пособия
Знаковые дидактические пособия делятся на :
а) Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям
запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким
пособиям относят :
предметные и сюжетные картинки,
разнообразные карточки,
портреты,
аппликации,
фото,
фильмы и др.
б) Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:
материал в картинках;
Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников
- раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника). Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников
демонстрационный материал (стенды, плакаты, презентации и т. д.).
Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.
Дидактический материал своими руками
Дидактические материалы вполне можно изготовить самостоятельно.
Процесс создания пособий включает ряд этапов :
1 - в создании наглядного материала является формулировка цели.
Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
2— это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический
материал.
3— продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём : карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
4— подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в работе с дошкольниками, предъявляется ряд требований:
Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В учреждение поступают дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
5— это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.