Маслова Наталья
Использование дидактических наборов Фребеля для организации родительского собрания в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье приводится пример реализации некоторых приемов организации родительского собрания в ДОО с использованием дидактического набора «Дары Фребеля».
Ключевые слова: родительское собрание, дидактический набор «Дары Фребеля». Организация родительского собрания в ДОО требует от воспитателя не только профессиональной компетентности и методической грамотности, но и творческого подхода, который предполагает отказ от шаблонных методов и приемов организации, переход к интерактивным, рефлексивно-оценочным методам донесения и сбора информации. Способность воспитателя осуществлять профессионально-методическую деятельность на творческих уровнях определяет его как педагога, заинтересованного в результатах своей работы и учитывающего потребности, интересы родителей и детей.
Темочки:
Игровые наборы «Дары Фребеля» широко используются в современном дошкольном образовании и позволяют эффективно развивать логику, мышление, речь, воображение и другие способности детей. Однако применение данного дидактического материала возможно не только для работы с дошкольниками, но и с их родителями.
С использованием дидактических наборов «Дары Фребеля» интересно, с высокой степенью продуктивности можно смоделировать, например, первое родительское собрание, которое является очень важным для определения задач, основных проблем и перспективных планов группы.
Форма проведения – интерактивная (круглый стол).
Оборудование: дидактические наборы «Дары Ф. Фребеля» : №7 «Цветные плоские фигуры», №J1 (№11) «Цветные тела», №9 «Кольца и полукольца» (либо №8 «Палочки») стикеры, фломастеры.
Приемы работы:
Прием 1. Родителям раздаются стикеры и фломастеры. Воспитатель просит написать на листочке одно наиболее важное умение ребенка, которое у него может быть сформировано или достаточно хорошо развито при поступлении в детский сад. Родители могут работать в группах, предлагая несколько вариантов, либо индивидуально, формулируя один ответ. Далее происходит обмен мнениями, выбираются общие показатели, которые располагаются в столбик в середине стола. Воспитатель просит каждого родителя оценить своего ребенка по показателям, которые они совместно определили (рис. 1).
Рис. 1 Варианты оценки с использованием различных наборов.
Для этого можно провести три варианта оценки, выбрав набор №7, №8 или №9. При использовании дидактического набора №7 «Цветные плоские фигуры», критерии определяются с помощью цвета:
-красный – плохо (неудовлетворительно,
-оранжевый – удовлетворительно,
-желтый – хорошо,
-зеленый – отлично.
Если использовать набор №9 «Кольца и полукольца» (№8 «Палочки») выбор критерия можно связать с размером и цветом деталей:
-маленькое бесцветное кольцо (палочка) – плохо (неудовлетворительно,
-маленькое цветное кольцо (палочка) – удовлетворительно,
-среднее цветное кольцо (палочка) – хорошо,
-большое цветное кольцо (палочка) – отлично.
В процессе такой оценки родители с одной стороны не боятся быть честными, т. к. данная методика не предполагает определение фамилии, имени детей, с другой - получают возможность увидеть результаты своего ребенка на фоне других, что является определенным рейтингом и задуматься о необходимости скорейшей помощи в исправлении ситуации.
После того, как оценка сделана, воспитатель напоминает родителям о важности тех умений, которые позволят ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду и будут способствовать более рациональному распределению рабочего времени в группе. Он предлагает родителям посмотреть на результат и увидеть над чем, прежде всего, предстоит работать не только в группе, но и дома, объясняет, как с методической точки зрения правильно помочь ребенку в овладении данными умениями.
Прием 2. Родителям предлагается определить увлечения и интересы своих детей. Для этого на стол выкладываются карточки с наиболее распространенными занятиями: спорт, чтение, рисование, лепка, конструирование, танцы, пение и т. д. Для оценки используются объемные геометрические фигуры из набора №J1 (или №11)
«Цветные тела». Каждая фигура в соответствии со своей формой и цветом должна относиться к определенному увлечению. Родители могут выбрать с помощью объемных фигур не более трёх увлечений, которые, по их мнению, наиболее интерны ребенку (рис. 2).
После оценки воспитатель делает выводы об интересах детей, определяет их значение в развитии, рассуждает с родителями о необходимости внимания к заложенным в ребенке талантах, их своевременном развитии, делится планами о воспитательной работе на предстоящий год.
Прием 3. Воспитатель предлагает родителям взять из дидактического набора №J1 (№11) «Цветные тела» любую фигуру и, нанизав ее на шнурок, который передается по кругу, ответить на вопрос: «Чего я жду от воспитательной работы в детском саду». Таким образом, родители высказывают свои предложения, а воспитатель имеет возможность диагностировать их ожидания и тревоги. Когда шнуровка с фигурами вновь оказывается у воспитателя, он просит родителей осознать, как много желаний и надежд возлагают они на педагогический коллектив детского сада. Основная мысль, которую в данном случае необходимо подчеркнуть – это совместная работа ДОО и семьи по достижению поставленных задач, помощь и поддержка родителей в работе воспитателей.
Прием 4. Воспитатель обращает внимание родителей на тот игровой материал, с которым они работали. Основная задача – познакомить с понятием «дидактическая игра», определить развивающие важности данного вида игр в дошкольном детстве и показать несколько игровых приемов, которые родители смогут использовать дома, для развития своего ребенка. В качестве замены стандартного набора Фребеля можно использовать вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, набор первоклассника и др.
Прием 5. В конце родительского собрания проводится рефлексия. Для этого можно использовать на выбор воспитателя дидактические наборы «Дары Ф. Фребеля» №7 «Цветные плоские фигуры», №J1 (№11) «Цветные тела», №9 «Кольца и полукольца», либо №8 «Палочки». Родители должны оценить полезность полученной информации и форму проведения собрания выбрав фигуру с заданной формой (или размером) и цветом, расположив ее вокруг общего центра. Если на родительском собрании обсуждались вопросы, требующие голосования, то можно использовать наборы Фребеля для голосования.
В статье приведены лишь некоторые приемы использования дидактических наборов Фребеля при проведении родительского собрания в ДОО, однако творческий потенциал воспитателей и методистов может значительно расширить возможности данного средства для организации диалога с семьей.
Список литературы
1. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова и др. - 2-е изд. - Москва: Русское слово — учебник, 2018. - 113 с. - (ФГОС дошкольного образования). - ISBN 978-5-533-00410-7; [Электронный ресурс]. URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485773 ( дата обращения: 05.10.19.).
2. ФГОС дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Электронный ресурс] - URL : https://fgos.ru/ (дата обращения 01.10.19).