Клаузек Светлана
Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в период апробации образовательной программы дошкольного образования
М. М. Безруких, Т. А. Филипповой «Ступеньки к школе»
Публикация «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра.
Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек любознательности”.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. Апробируя образовательную программу дошкольного образования М. М. Безруких, Т. А. Филипповой «Ступеньки к школе», были изготовлены дидактические игры, где ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает наблюдательность, фантазию, память, учиться размышлять, анализировать. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
При использовании дидактических игр, изготовленных своими руками, широко применялись различные предметы и наглядный материал, что способствовало прохождению занятий в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников использовались следующие дидактические игры :
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: закрепление умения различать на ощупь геометрические фигуры и объёмные геометрические тела, называть их, развивать мыслительную деятельность, совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка, развивать мелкую моторику рук, воспитывать внимание, умение пользоваться ранее изученным материалом.
Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель или водящий держит мешочек и подходит по очереди к каждому ребёнку. Он опускают руку в завязанный, с небольшим отверстием, мешочек, и на ощупь находит какую-либо геометрическую фигуру, описывает её размер, форму, толщину и называет ее.
Игра «Поймай рыбку»
Цель: закрепление умений совершать арифметические действия в пределах 10, тренировать детей в решении примеров в пределах 10, закреплять знания о составе числа, учить пользоваться математическими знаками, развивать память и логическое мышление, развивать речь детей при ответе полным предложением, усидчивость, желание довести начатое дело до конца.
Ход игры: перед детьми выставляются ведра с цифрами от 1 до 10 и картинками котов с цифрами, выкладываются рыбки с примерами. Детям предлагается следующая инструкция: «Представим, что вы рыбаки. Нужно ловить рыбу для котов. Кто поймает, положит ее в ведро к коту, на котором изображена цифра, получившаяся при решении примера на вашей рыбке. Будьте внимательны». Просим, чтобы дети полностью проговаривали пример и называли ответ.
Игра «Занимательные прищепки»
Цель: учить определять пропущенное число в числовом ряду, называть соседей числа, тренировать детей в решении примеров в пределах 10 на сложение и вычитание, развивать память и логическое мышление, воспитывать внимательность, желание играть в дидактическую игру.
Ход игры: круг разделён на несколько частей. В каждой части изображены окошки с цифрами, а одно из них пустое. Нужно определить пропущенное число, найти прищепку с такой цифрой и прикрепить её к нужной части круга.
В частях другого круга написаны примеры на сложение и вычитание в пределах 10. Нужно решить пример, назвать ответ, найти прищепку с данной цифрой и прикрепить к кругу.
Игра «Числовая гусеница»
Цель: закрепление прямого и обратного счёт в пределах 20, умения называть рядом стоящие цифры к заданной, определять из каких двух меньших чисел состоит данное число, закреплять знание цвета, формы, величины, развивать логическое мышление, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ход игры: детям даётся задание построить гусеницу, используя шары с числами от 1 до 20, посчитать их в прямом и обратном порядке, определить форму, цвет, величины. Предлагается ребёнку назвать любую цифру от 1 до 10, назвать рядом стоящие цифры и из каких двух меньших чисел состоит данное число.
Игра «Волшебные фигуры»
Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, состав числа в пределах 10, умение различать объёмные геометрические тела и плоские геометрические фигуры.
Ход игры: на столе перед игроками лежат кубики с точками, нужно найти кубик с соответствующей цифрой.
Также предлагается детям из кубиков с точками построить многоэтажный дом для какой-либо цифры, изображенной на плоской геометрической фигуре или объёмном геометрическом теле, которое будет крышей дома. Каждый этаж состоит из двух меньших чисел. После постройки ребёнок называет состав заданного числа и что служит крышей дома.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного логического мышления, развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, ориентироваться в пространстве, времени.