Лариса Кутырева
Использование технологии детского экспериментирования и исследования в решении задач словарной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Она тесно связана с познавательным развитием детей. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В рамках рассматриваемой нами темы особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Публикация «Использование технологии детского экспериментирования и исследования в решении задач словарной работы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Экспериментирование – это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме отмечают, что формирование исследовательских способностей и развитие речи очень тесно связаны между собой:
– обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений;
– приобретается умение четко выражать свою мысль при проведении опыта.
Опираясь на тактильный и визуальный опыт детей в ходе эксперимента, осуществляется работа над развитием лексической стороны речи.
Обогащается словарь детей прилагательными (лёд холодный, скользкий, гладкий; вода – жидкая, прозрачная, бесформенная, глаголами (ткань можно гладить, стирать, сушить, разрезать).
Формируется представление о синонимах (тонуть – идти ко дну, погружаться в воду). Это не только формирует у детей представление о том, что есть слова разные по звучанию, но одинаковые по значению, но и учит их правильно пользоваться ими в различных высказываниях. Например, бусинка утонула в стакане, корабль пошёл ко дну, а водолаз начал погружаться в воду.
В ходе проведения эксперимента развивается представление о родственных словах, проводить работу над понятийной функцией слова (превращаться – переходить из одного состояния в другое, менять свои свойства; испаряться – превращаться в пар, исчезать).
Опыты помогают усваивать антонимы, поскольку именно через них передаётся система изменений, происходящих с предметами и явлениями. Постепенно речь детей становиться образной, красочной, выразительной.
На этапе анализа проведённого исследования, дети приходят к определённому выводу, используют в формулировке новые слова и выражения; фиксируют полученные ими знания в форме рисунков, условных обозначений, ведения журнала экспериментов. Такая форма работы закрепляет знания детей, позволяет им не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
Таким образом, эффективность, исследовательской деятельности, очевидна. Она помогает детям приобрести знания в ходе формирования практических умений. Всё это происходит на фоне развития лексической, грамматической и понятийной стороны речи.