Зульфия Мельникова
Использование деятельностного подхода в ознакомлении дошкольников с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Использование деятельностного подхода
в ознакомлении дошкольников с родным городом
Зульфия Гамилевна Мельникова,
воспитатель МБДОУ «Д/с №2»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Использование деятельностного подхода в ознакомлении дошкольников с родным городом» размещена в разделах
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблема воспитания у подрастающего поколения любви в малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования произошли существенные изменения в развитии системы дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края, родного города.
Проведенный, среди детей старшего дошкольного возраста и их родителей, опрос показал:
- у 61% детей отмечается низкий интерес к изучению родного города, его истории;
- 71% родителей не имеют возможности регулярно посещать культурные учреждения и городские праздники из-за высокой занятости;
- 92% родителей только иногда беседуют с детьми и читают им о городе, крае, Родине;
- 21% родителей не знают и не очень интересуются историей города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма и любви к родному городу традиционно решалась в группе, но результаты показали, что нужно усилить работу в данном направлении. Поэтому возникла необходимость расширения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с Ачинском.
За основу был взят деятельностный подход. Под данным понятием подразумеваю организацию воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
Основная идея применения деятельностного подхода при ознакомлении с родным городом связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы ребенок учится выбирать, оценивать, планировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Таким образом, совместная деятельность с детьми по ознакомлению с родным городом выстраивалась по следующим линиям:
1 линия: привлечение родителей. Для привлечения родителей к активному сотрудничеству в данном направлении была организована дискуссия «Важно ли знать свой город» с целью обсуждения вопроса о необходимости расширения знаний детей о своем городе. Также была представлена презентация о городе Ачинске, заданы вопросы о местных архитектурных достопримечательностях и памятниках. Данная презентация выявила, что родители узнают достопримечательности, но их историю не знают. В результате пришли к выводу о целесообразности работы в этом направлении и определили формы совместной деятельности.
2 линия: мотивирование детей с целью самоопределения к данной деятельности. Во многом заинтересованности детей способствовал пример родителей. А также совместные мероприятия: пешеходная экскурсия с родителями и сотрудниками музея «Старый центр», подготовка и проведение викторин «Знаешь ли ты свой город?» и «Спортивные истории». В работе на данном этапе использовались различные стимулы : новизна деятельности, сюрпризные моменты, познавательный мотив и создание ситуаций выбора.
3 линия: совместная деятельность по приобретению знаний, расширению представлений (игровые обучающие ситуации «Достопримечательности родного города», «История возникновения города», «Предприятия родного города»; экскурсии «Ачинск исторический и современный», «Культовые памятники Ачинска», «Русская изба»; виртуальное путешествие «Чьи имена носят наши улицы»; дидактическая игра «Найди отличия», «Кому, что нужно для работы» и другие).
4 линия: самостоятельная деятельность детей по освоению способов действий, применение приобретенных знаний (творческие задания «Придумай улицам названия», «Что мы видели в музее»; конкурс «Делу – время, а потехе – час»; оформление альбома «История Ачинска в достопримечательностях и памятниках»; тематический вечер «Славься, Ачинск – город над рекой»).
5 линия: включение содержание данной деятельности в контекст решения новых задач, интеграция с другими видами деятельностями, образовательными областями.
Третья, четвертая и пятая линии реализовывались параллельно. При организации каждого мероприятия старалась не давать детям готовых образцов, совместно ставить цели и намечать пути их достижения, быть воспитанникам помощником и партнером. Этому способствовало то, что после каждой такой деятельности ребята видели созданный своими руками «продукт». Самыми значимыми из них стали выставка рисунков «Улицы родного города», «Боевая слава нашего города», изготовление макетов зданий, представление рассказов, создание фотоальбома о городе.
Организовывая каждое мероприятие, опиралась на следующие положения:
- процесс получения знаний – это есть обучение в деятельности;
- процесс получения знаний должен быть творческим;
- процесс получения знаний предполагает совместную деятельность детей и взрослых.
Таким образом, использование деятельностного подхода в ознакомлении дошкольников с родным городом позволило расширить представления детей о родном городе, сформировать интерес к коллективным видам работ, усилить работу над формированием познавательной мотивации и умения творчески решать поставленные задачи, получить опыт самостоятельной деятельности. Кроме того, родители изготовили детское тематическое лото «Ачинск – мой город» и мемо «Памятники архитектуры Ачинска», которые дети могли при желании использовать в свободной деятельности, увеличилось количество родителей, принимающих активное участие в жизни группы.
Данная деятельность не требует больших материальных затрат и может быть реализована в любых других дошкольных организациях с детьми старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Геннадий Лопаткин. Летопись града Ачинска. – Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2000 г. – 544 с.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М. : «Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 112с.
3. https://m.vk.com/historyachinska.
4. new.naov/ru