Светлана Астахова
«Такие разные бабочки». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Такие разные бабочки». Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе
Тема. Такие разные бабочки
Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых – бабочках.
Задачи:
- расширять и уточнять знания детей о насекомых;
- закрепить представление детей об особенностях внешнего вида, места обитания, способа передвижения, питание и видов бабочек;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
Публикация «„Такие разные бабочки“, Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым
Материалы: демонстрационная картина С. Артюшенко «Насекомые и пауки», картинки (фото) с изображением бабочек, модули с висящими на них бумажными бабочками, альбомные листы с наложенными контурными изображениями насекомых, контейнеры с карандашами; аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковский.
Ход НОД
I. Организационный момент
Приветствие
Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
II. Основная часть
- Ребята, посмотрите, какой веселый пестрый лужок! (Дети вместе с педагогом рассматривают картину цветущего луга) летом здесь цветет множество полевых и луговых цветов. Я хочу предложить вам послушать очень красивую музыку. Она называется «Вальс цветов», написал ее композитор П. И. Чайковский. Каждый из вас послушает и расскажет, что можно представить, слушая эту мелодию, что вы при этом чувствуете (Предполагаемые ответы детей)
- Отгадайте загадку:
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок
(Бабочка)
- Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Какие чудесные создания! Ребята, они похожи на летающие цветы. А когда сядут на яркий цветок, сложат крылышки, их не отличишь от лепестка.
- Какие чувства вызывают у вас эти нежные насекомые? (Ответы детей)
- Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть? (Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой)
- Правильно. Выполняйте упражнение
Педагог выкладывает на панно изображение бабочки и модели строения насекомых
- Как вы думаете, какое отношение эти картинки имеют к бабочкам? Докажите, что бабочки – это насекомые. (Грудка бабочки состоит из трех частей, на каждой части - по паре ног, всего их шесть. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело тоже покрыто чешуйками и волосинками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Бабочка пьет цветочный нектар с помощью хоботка, он заменяет ей рот)
- Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они-то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки, и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать.
Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»
(Е. Корюкин)
- А сейчас пришло время немного поиграть. Становитесь в круг.
Динамическая пауза «Бабочка»
В хороводе мы кружились, Дети кружатся в хороводе.
Солнышко светило.
Я летала, я летала, Дети взмахивают руками.
Устали не знала.
На цветке нектар нашла, Дети подносят руки ко рту
Вкусно я поела. и показывают что едят.
Села, посидела, Опускаются на одно колено.
Опять полетела. Поднимаются, легко двигаются,
Я подруг себе нашла, взмахивая руками.
Весело нам было.
- Ребята, я хочу рассказать вам сказку «Бабочки-красавицы» (Рассказ сопровождается показом картинок с изображением бабочек)
«Однажды на лугу собралось много бабочек, ведь весь луг наполнял пестрый ковер: повсюду красовались красные, белые, голубые, лиловые цветы – все они звали в гости бабочек за сладким нектаром и вкусной пыльцой.
К зарослям розового иван-чая слетелось много лесных красавиц. Одна из них сказала:
– Я самая красивая бабочка, согласитесь. Такая пестрая, вся покрытая узорами.
– Нет, самая красивая бабочка – я. Недаром меня переливницей зовут. Я на солнце словно перламутр переливаюсь! – ответила другая.
– Нет уж. Как хотите, а самая красивая бабочка – я, ярко-желтая, с черными точками.
– Я тоже красивая, – скромно сказала бабочка-капустница, – не очень яркая, зато такого нежного цвета.
– Хватит ссориться, все мы красивые, – вмешалась в разговор бабочка-махаон. – А еще мы приносим людям пользу, не только украшая поля и луга, но и опыляя цветы, разнося пыльцу с растения на растение.
– А я знаю бабочку, которая дарит людям тончайший шелк, – сказал голубой мотылек.
– Расскажи нам о ней! – попросили его бабочки.
– Хорошо, расскажу! Бабочки тутового шелкопряда дают людям очень тонкие нити, из которых получают натуральный шелк. Впервые шелководство появилось в Китае. Давно это было, около 4,5 тысяч лет. Из Китая оно пришло в Индию, Персию, Японию и другие страны. Бабочки тутового шелкопряда строят большие коконы – это их гнезда. Люди научились разматывать коконы и получать струящиеся прекрасные шелка.
— Вот какие мы молодцы! — воскликнула юная прелестная бабочка павлиний глаз.
Она закружилась, словно танцуя вальс, и следом за нею закружились остальные бабочки»
-Где резвились бабочки?
- Похожи ли они на цветы? Какая вам больше всего понравилась?
- Ребята, бабочки полезные или вредные? Для чего они вообще нужны? (Ответы детей)
- На самом деле бабочки могут быть и полезными и вредными. Когда бабочки перелетают с цветка на цветок, они на лапках переносят пыльцу и от этого растение лучше растет и дает больше урожая. Этим они приносят пользу. А вред приносят не сами бабочки, а их гусеницы, которые могут поедать листья, цветы и даже плоды растения. Но о том, как рождаются бабочки, мы узнаем с вами на следующем занятии.
- А как вы думаете, ребята, зачем бабочкам нужны такие разноцветные «платья»? (Дети высказывают предположения)
- Действительно, некоторым бабочкам окраска помогает стать «невидимками» для врагов. Так, бабочки-пяденицы совершенно незаметны на стволах и ветвях деревьев, так как узоры на их крыльях повторяют точь-в-точь неровности и трещины коры, из-за чего крылья по цвету и рисунку сливаются с ней. Так бабочки маскируются, чтобы спрятаться от врагов. Бабочка-лимонница – желтого цвета. Когда такая бабочка садится на цветок, например на одуванчик, ее почти невозможно заметить. (Воспитатель выставляет картинки с изображениями бабочки-пяденицы и бабочки-лимонницы)
- Для того, чтобы проверить наши предположения, предлагаю на прогулке провести эксперимент и выяснить, как бабочки маскируются от врагов.
- А сейчас давайте выполним упражнение «Раскрась картинку» (Педагог раздает детям альбомные листы, контейнеры с карандашами)
- Каких насекомых нарисовал для вас художник? (Это бабочка и жук)
- Возьмите простой карандаш, обведите бабочку по контуру, а потом раскрасьте ее так, как вам хочется. Обратите внимание на окраску бабочек на картинках
Дети выполняют задание. Педагог предлагает им выбрать самую красивую бабочку
III. Итог совместной деятельности
- Посмотрите какие чудесные бабочки у вас получились. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали? Что вам понравилось?