Ольга Александровна Осадчук
Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, как средства информационно-коммуникационных технологий
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования.
Публикация «Использование ЦОР в педагогическом процессе ДОО» размещена в разделах
Нормативно-правовую базу, регламентирующую внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, составляют:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г. № 273
– Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152
– Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436
– Концепция развития Единой информационной образовательной среды от 29 декабря 2012 г.
– Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы» от 7 февраля 2011 г. № 61
– Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» от 10 июля 2013 г. № 582
– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»»
– Национальная образовательная инициатива «Наша школа» от 4 февраля 2010 г. Пр-271
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137
– Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об информатизации системы дошкольного образования в России» от 25 мая 2001 г. № 753/23-16
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» от 15 мая 2013 г. № 26
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями на 3 сентября 2010 г.)
– Требования к организации компьютерного обучения дошкольников.
Принятие приоритетного национального проекта «Образование» и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» способствует внедрению информационно - коммуникационных технологий в дошкольное образование, что позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационно - коммуникационные технологии – это технологии обмена информацией, коммуникации. Подразумевается использование :
– информации в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение);
– информационных носителей (DVD, CD, флэш-памяти);
– мультимедиа (игровые компьютерные программы, презентации и др.);
– аудиовизуального оборудования (компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски).
Основные направления развития информационно - коммуникационных технологий в условиях дошкольной образовательной организации:
– средство развития и воспитания ребенка;
– средство интерактивного обучения;
– средство мониторинга за усвоением программы.
Цифровые образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства (ПК, магнитофон, DVD – плеер). Цифровые образовательные ресурсы являются средством информационно - коммуникационных технологий к ним относятся: аудиовизуальный ряд, презентации, развивающие компьютерные игры, дидактические компьютерные игры, компьютерные игры для индивидуальной работы с ребёнком.
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры.
Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов : «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики». Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов : внимания, памяти, мышления. Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания "Новый диск", "Медиа Хауз", Alisa Studio.
Использование педагогами цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Целесообразность использования цифровых образовательных ресурсов в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению информационно – коммуникационных технологий в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе дошкольной образовательной организации. Педагоги, изучающие использование цифровых образовательных ресурсов с целью математического развития (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова) высказывают мнение, что использование цифровых образовательных ресурсов в дошкольной образовательной организации является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (обобщение, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Таким образом, при грамотной организации образовательного процесса цифровые образовательные ресурсы могут широко использоваться на практике без риска для здоровья дошкольников.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения компьютер обладает рядом преимуществ:
– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
– компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
– компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
– компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
Внедрение информационно - коммуникационных технологий ставит перед педагогами дошкольной образовательной организации задачу – использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе, а это значит, стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр и сделать цифровые образовательные ресурсы средством интерактивного обучения.
Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр. Для решения этой задачи необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для дошкольников. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьютерных игр способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Цифровые образовательные ресурсы как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Их успех связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, что является одним из важных условий внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Использование цифровых образовательных ресурсов, как средств информационно-коммуникационных технологий, можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
Особенности использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Проблема информатизации и непосредственно связанная с ней компьютеризация образования является одной из глобальных проблем современного мира. Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы. Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием цифровых образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг. Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации образовательного процесса и повышении его качества большую помощь педагогам дошкольной образовательной организации оказывают цифровые образовательные ресурсы.
Цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЦОР является компьютер. Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие цифровые образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие. Каждый тип цифровых ресурсов в образовательном процессе детского сада решает ограниченный круг специфических задач. Многие педагоги и психологи (Б. С. Гершунскоий, А. А Журина, И. Г. Захарова, К. В. Петрова, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, О. К. Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он предполагает, что компьютер может изменить характер обучения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исследования использования цифровых образовательных ресурсов в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка. Сегодня уже можно говорить, что внедрение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения. До сих пор отсутствует методика использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков.
Главные условия внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс дошкольной образовательной организации состоят в том, чтобы с детьми работали специалисты:
– знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним;
– выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях;
– ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников;
– знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям;
– знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности дошкольников;
– знающие образовательную программу дошкольной образовательной организаций.
Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира педагогам дошкольной образовательной организации необходимо осуществлять интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста. Особое значение придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания.
Непосредственно образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить использование цифровых образовательных ресурсов, которое делает процесс обучения более интересным и интенсивным. Используя цифровые образовательные ресурсы для активизации познавательной и творческой деятельности детей, мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное:
– качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением;
– количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В образовательном процессе используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов:
– фотографии
– плакаты
– презентации
– видеофрагменты
– видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.
– компьютерные игры обучающие и развивающие.
Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Мультимедийные презентации могут быть использованы :
– для обозначения темы (тема непосредственно образовательной деятельности представлена на слайдах).
– как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для конкретной совместной деятельности презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).
– для контроля знаний.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
– дети легче усваивают различные понятия;
– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
– тренируется внимание и память;
– раньше овладевают чтением и письмом;
– активно пополняется словарный запас;
– формируется тончайшая координация движений глаз;
– воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
– развивается воображение и творческие способности;
– развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
На первом этапе работы целесообразно создать в детском саду медиацентр. Педагоги должны осознать необходимость накопления видеоматериала о жизни в группах, о праздниках и развлечениях детей. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях. Ведь методический кабинет оснащён компьютером, принтером и копировальным аппаратом. Медиатека постоянно будет пополняться видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.
В помощь педагогам дошкольной образовательной организации необходимо создать творческую группу, которая будет заниматься подбором, разработкой цифровых образовательных ресурсов и занятий с их использованием.
Особенность использования цифровых образовательных ресурсов заключается в том, что для каждого вида занятий необходимо подбирать или разрабатывать определенный цифровой образовательный ресурс и встраивать его в традиционную систему занятий. Так презентации помогают детям при изучении нового материала, позволяют проникнуть в сущность процессов и явлений. Задания из компьютерных программ помогают в отработке и закреплении уже полученных знаний.
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе способствует вовлечению дошкольников в развивающую деятельность, формируют знания и умения. Развивающий эффект цифровых образовательных ресурсов зависит от их дизайна, доступности и соответствия уровню развития и интереса дошкольника. Цифровые образовательные ресурсы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы – это мощные технические средства обучения и развития дошкольников, которые предъявляют новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать в образовательном процессе цифровые образовательные ресурсы и уметь создавать свои.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Их успех связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, что является одним из важных условий внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Использование цифровых образовательных ресурсов, как средств информационно-коммуникационных технологий, можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития дошкольников.
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе дошкольной образовательной организации возможно и необходимо, поскольку это способствует повышению эффективности образовательного процесса и развивает ребенка всесторонне. Развивающий эффект зависит от дизайна, доступности цифровых образовательных ресурсов и их соответствия уровню развития и интереса дошкольника. Они позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня цифровые образовательные ресурсы можно считать мощным информационно-коммуникационным средством обучения и развития дошкольников.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации – это не включение информатики в план непосредственно образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, а использование цифровых образовательных ресурсов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, для повышения эффективности образовательного процесса.