Анна Губская
Использование цифрового микроскопа в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование цифрового микроскопа в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью микроскопа.
Задачи:
Образовательные:
1. Включать детей в познавательно - исследовательскую деятельность.
2. Расширять кругозор у дошкольников.
Публикация «Использование цифрового микроскопа в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Микроскоп, лупа. Занятия с микроскопом и лупой для детей
- Старшая группа
- Темочки
3. Познакомить с назначением, устройством и работой микроскопа.
Развивающие:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста предпосылки диалектического мышления (способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости).
2. Развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление).
Воспитательные:
1. Воспитывать творческую, самостоятельную личность.
2. Воспитывать у детей интерес к процессу познания.
3. Воспитывать умение работать в коллективе сверстников.
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать, считает В. А. Сухомлинский.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандартом) одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Достижению данного целевого ориентира способствует развитие познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, которое в рамках Стандарта включает исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Планируемые результаты:
1. Появление у детей желания экспериментировать с использованием микроскопа.
2. Получение детьми практических знаний и умений в работе с микроскопом.
3. Формирование у детей умения устанавливать причинно - следственные связи между предметами и окружающей действительностью.
4. Развитие у детей познавательных процессов, любознательности, инициативности и самостоятельности.
Актуальность:
Одной из важных задач дошкольного образования является поиск наиболее эффективных форм и методов развития познавательной деятельности дошкольников. От современного будущего школьника требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных дошкольников интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделать. Почему же надо знакомить детей с микроскопом? Причина проста: в наш век нанотехнологии становятся ведущими во многих отраслях — электронике, медицине, образовании и даже в коммунальном хозяйстве. Для детей открывается новый мир. Образовательная деятельность с микроскопом помогает детям расширить знания об окружающем мире, создаёт необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У дошкольников развивается любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.
Следует отметить, что информационные технологии в последние несколько лет стали активно применяться в детских садах. Опыт работы с ними еще «точечный», разрозненный, практически нет методических пособий и рекомендаций, тем более практически нет опыта работы в рамках предметно – исследовательской деятельности детей с микроскопом и включением видеоконтента.
Данная тема посвящена организации предметно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с помощью микроскопа.
Микроскоп – удивительный прибор. Он, как волшебное окно, через которое можно заглянуть в загадочный микромир. Ребенок, работая с микроскопом, в какой-то мере начинает ощущать себя «настоящим» учёным, исследователем, открывающим тайны невидимого мира.
Для поддержания интереса детей в рамках предметно – исследовательской деятельности важно правильно выбрать объекты исследования, они должны быть интересны ребенку для изучения и, самое главное, чтобы их можно было рассмотреть под микроскопом, а картинка была эффектной и динамичной. Что можно посмотреть?
Для рассматривания под микроскопом годится буквально все. Можно начать с небольшого увеличения.
Первое занятие особенно важно: дети знакомятся на нём с микроскопом. Самостоятельно им будет трудно понять, как управляться с прибором. Здесь понадобится участие взрослого. Исследования, проводимые с помощью микроскопа, не должны превращаться в работу. Необходимо поддерживать игровой интерес и создавать атмосферу тайны и романтики. В ходе проводимых в " лаборатории" исследований с помощью микроскопа дошкольники убедятся, что всё живое состоит из клеток. Клетки в виде овалов, кружков или ячеистых многоугольников с ядрами внутри будут видны на многих растительных препаратах (на образцах луковой шелухи, лука, древесины и т. д).
В конце занятия детям предлагается нарисовать то, что они увидели при исследовании, рассказать о своих впечатлениях, открытиях. Дети могут заинтересоваться изучением объектов окружающего мира уже самостоятельно, проявляя любознательность и интерес.
Для поддержания интереса детей и для облегчения проведения занятия с ними педагогом можно так же использовать обучающие мультфильмы и фильмы. Подбирая их самостоятельно, важно помнить, что они не должны нести информацию, которая может вызвать страхи у детей. Если фильм очень познавателен, но его продолжительность очень большая, то желательно организовать его просмотр частями до занятия, а на самом занятии посмотреть последнюю часть и вспомнить остальные.
Надо помнить, что дети не могут долго смотреть в объектив, некоторые вообще не могут это делать, поэтому необходимо провести подготовительные упражнения и предусмотреть гимнастику для глаз. Можно ее подобрать к теме.
Начать обучение детей работе с микроскопом необходимо с упражнения «Закрой один глаз», когда дети учатся закрывать глаза по – очереди. Длительность зажмуривания глаза постепенно удлиняется. Также важно провести упражнение «Закрой – открой глаза» и упражнения на переключение зрения с близкого на отдаленный предмет.
Необходимо провести предварительную работу с детьми. Это беседы по теме занятий: " Что за чудо — одноглазое?", " Маленькие жители маленькой страны». И познакомить с техникой безопасности в ходе экспериментальных занятий и правилами поведения в «исследовательской лаборатории».
Техника безопасности очень важна при работе с микроскопом и препаратами, поэтому самостоятельность детей должна быть дозированной, а инструктаж детей необходим перед каждой работой их с микроскопом
Использование микроскопа в образовательном процессе нацелено на повышение уровня мотивации и познавательной активности детей, на проведение практических работ в образовательной деятельности (индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности детей, на изменение способов взаимодействия между педагогом и детьми в ходе совместной деятельности.
Цифровой микроскоп – это разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода изображения.
Использование этого оборудования позволяет нам перейти на качественно новый уровень. Благодаря цифровой камере изображение выводится на большой экран. Это даёт возможность педагогам акцентировать внимание на конкретные детали, что не сделаешь с обычным микроскопом. Кроме того, можно с его помощью сфотографировать объекты, произвести видеозапись движущих объектов.
Считаю целесообразным начинать применение цифровых микроскопов с дошкольного возраста, когда ребёнок по-настоящему удивляется, восхищается, ликует, открывая тайны окружающего мира. Для воспитанников ДОУ этот прибор -находка, поскольку абстрактное мышление их ещё не сформировано.
Чтобы поддержать исследовательские способности ребенка и сделать эксперимент более интересным и запоминающимся, в нашем детском саду используется электронный микроскоп. С помощью данного оборудования занятия для детей стали проходить более интересно и насыщено.
Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно пользоваться микроскопом и прилагающейся к нему программой, мыслить и рассуждать. Чтобы решить все поставленные задачи, очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме. А экспериментирование напоминает детям фокусы, они необычны, а самое главное — дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших открытий чувство радости. После таких занятий — экспериментирований у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для ответов на такие вопросы приходит на помощь электронный микроскоп, который еще больше открывает детям завесу тайн микромира. Дети имеют возможность не просто рассмотреть объект, а увидеть его увеличенным в 10, 60, 200 кратном размере.
Работа в течение года с маленькими исследователями проводилась 1-2 раза в неделю во второй половине дня небольшими группами.
Был произведен отбор основных объектов для изучения с детьми. В соответствии с этим списком составлено тематическое планирование. Темы занятий и объекты для исследования могут быть дополнены педагогом и детьми, исходя из детских запросов и интересов. После проведения исследований дети делали зарисовки того, что увидели.
В работе применялись следующие компьютерные технологии: разработка презентаций для занятий, работа с электронным микроскопом и т. д.
Детское экспериментирование достигает наибольшей результативности при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей ребенка, при вовлечении родителей в образовательную деятельность. Именно поэтому исследовательская деятельность с объектами не прекращалась в детском саду, а продолжалась дома совместно с родителями.
Цель работы с родителями: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности и вовлечение родителей в образовательный процесс.
С родителями использую следующие формы работы:
- Познавательные (консультаций, оформление папок-передвижек, информационных листов)
- Анкетирование родителей на тему «Как вы относитесь к опытам и экспериментам ваших детей?»
В ходе анкетирования родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенную анкету, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место.
- Консультация «Ребенок и микроскоп»
- Буклет «Чудо-микроскоп».
- Фотоколлаж «Мы – исследователи»
В результате проведенной работы с родителями, у них повысилась компетентность в вопросе организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, занятия с микроскопом помогают расширить знания об окружающем мире, создают необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У детей развивается любознательность, интерес к происходящим явлениям, умение ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленькие исследователи могут совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.
Значимость цифрового микроскопа для учебного процесса трудно переоценить, а возможности, которые он открывает, позволяют сделать процесс познания для воспитанников увлекательным, ярким, образным, живым и одновременно научным. Как здорово, что сегодня модернизация образования шагает в ногу со временем, предоставляя нам: воспитателям, учителям и, конечно, нашим воспитанникам такие возможности. Остаётся лишь учиться быть мобильными в современном цифровом мире.
Литература:
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации [от 17 октября 2013 г. № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)]. - Российская газета. - 25.11.2013. - № 265.
2. Александрова С. П. «Развитие исследовательской активности детей среднего возраста» (выпускная квалификационная работа студентки ФГБОУ ВО «Южно – Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет», факультет дошкольного образования, кафедра педагогики и психологии детства), Челябинск, 2017 г.
3. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. // Журнал «Теория и практика общественного развития», № 8, 2013 г.
4. Интересный микроскоп. Изучаем мир. Руководство к микроскопу.
5. Увидеть всё! Изучаем окружающий мир. 80 удивительных историй, которые можно увидеть через микроскоп. Руководство к микроскопу.