Людмила Гостищева
Осуществление сотрудничества с родителями в ходе воспитания личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Кроме этого, происходит разрушение и ослабление семейных связей. Выделим основные факторы этой тенденции.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Первый – это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т. д) была как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для её социального срастания. Теперь же все члены семьи трудятся вне дома. В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха.
Второй – это стремление к более комфортной жизни в городах. Большая часть населения, жившая на селе и общавшаяся с природой, утратила эти связи, переселившись в города. Естественно, ослабла связь города с деревней. Возникает особая психолого-педагогическая проблема: уход населения из деревень в города, отрыв человека от природы, а значит – и от нравственных истоков нашей жизни, что приводит к утрате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями людей. Вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно.
Третий – это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная её задача по отношению к детям – воспитание, в котором прослеживается три периода.
Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй период: заботиться об умственном их развитии; третий период: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им хорошую жизнь, а, прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова.
Четвертый фактор – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. В связи с расширением самостоятельности женщины, происходит перемена в её психологии, сопряженная, прежде всего с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения.
Вследствие ряда условий, связанных, прежде всего с развитием современной культуры, семья в некоторых случаях перестает, по существу, быть надлежащей воспитательной средой.
Основные причины этого.
Малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он. Дети взаимно тяготеют друг к другу. Малое же количество детей в семьях (один, два) существенным образом ограничивает и сужает семейное общение, лишает необходимой для него живой детской атмосферы. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В работе с семьями воспитанников можно установить основные задачи работы по духовно-нравственному воспитанию:
- повысить уровень родительской компетенции в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для формирования основ духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников.
Выделяются основные направления взаимодействия ДОУ с семьёй:
-изучение потребности родителей в услугах;
-просвещение родителей с целью повышения их педагогической компетентности;
-изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
-приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ должна решаться по четырем категориям:
Участие родителей в создании развивающей среды в соответствии с содержанием духовного, нравственного и патриотического воспитания детей.
Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе воспитания ребенка.
Совоспитательный аспект участия родителей в педагогическом процессе.
Педагогический диалог с родителями.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи педагоги начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
– «Круглый стол» по любой теме. На этих встречах родители делятся опытом воспитания, опытом проведения традиционных мероприятий в семье и т. д. в процессе общения родители воспитатели формируют свою модель, программу развития каждого ребенка;
– тематические выставки «Бабушкино рукоделие», «Русская народная игрушка», «Шляпная фантазия», «Рождественский ангел», «Вифлеемская звезда», «Вот она какая – мамочка родная», «Гордость нашей группы – папы воспитанников», «Куклы Пеленашки», «Пасхальное яичко; Здесь происходит косвенное и прямое стимулирование к действию: покажите человеку достижения других, и он обязательно, в силу своей человеческой сущности, подумает: «Но я ведь могу не хуже!». Следует обязательно демонстрировать полезность и востребованность результата совместного труда родителей и детей. Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставил радость. Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. Показывая, мы закрепляем положительный эффект. Заботясь о детях группы и наглядно подаем пример детям о заботливом отношении к окружающим.
– работа клубов «Дружная семейка, «Клуб выходного дня», «Чудо-чадо»;
– соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
– консультации специалистов (психологов, педагогов доп. образования);
– аудио- и видеозаписи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблемы с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоём доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).
– устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
– семейные спортивные встречи «Папа и я – два богатыря», «Дружная семейка»;
– почта доверия, телефон доверия;
– семейные проекты "Наша родословная". Здесь необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.