Татьяна Назаренко
Использование Блоков Дьенеша в работе с детьми с ТНР и нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в группе компенсирующего назначения, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями слуха. Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного).
Публикация «Использование Блоков Дьенеша в работе с детьми с ТНР и нарушениями слуха» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с ОВЗ снижена познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления дошкольников как его поверхностность, сниженную продуктивность, замедленное протекание мыслительных процессов. Вместе с тем можно выделить те сохранные функции мыслительной деятельности детей, на которые следует опираться при построении коррекционной работы.
К ним относятся:
- высокая восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания;
- наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного, что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор;
- развитая игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения преодолеть желание прекратить работу, и способствует ее завершению.
Обучение детей с речевой патологией без опоры на наглядность мало эффективно, поэтому в своей работе я активно использую мнемотаблицы, пиктограммы, схемы, символы.
В связи с этим становится актуальным использование пособия «Логические блоки Дьенеша» для работы с детьми с ОВЗ. Это набор блоков, разных по форме, цвету, размеру и толщине, а также символы, обозначающие эти свойства. На занятиях логические блоки можно использовать как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям.
Работа с блоками позволяет решать такие задачи:
- развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в обьектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать обьекты по одному, двум или трем свойствам. Блоки Дьенеша в ировой форме дают детям представление о таких сложных понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками способствуют развитию речи: ребенок строит высказывания с союзами «и», «или», частицей «не».
С большим успехом блоки Дьенеша можно использовать для решения коррекционных задач. Формы работы с блоками Дьенеша :
Занятия (комплексные, интегрированные, использование блоков обеспечивает наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Самостоятельная деятельность детей (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры).
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, надо предоставить детям возможность в свободной деятельности познакомиться с логическими блоками : дети выкладывают по образцу простейшие изображения домиков, машинок, узоров, конструируют, а по ходу действий рассуждают о свойствах предметов. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети убеждаются, что все фигуры разные, они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Следующим этапом работы является выполнение действий под руководством педагога - постепенно усложняющиеся игры и упражнения для развития умений выявлять и абстрагировать свойства. Так как мы работаем с детьми старшего возраста, знакомим их сразу со всеми свойствами блоков, на основе блоков Дьенеша закрепляем цвет, форму, размер и знакомим с понятием «толщина».
Поскольку дети с ОВЗ страдают неустойчивым вниманием, следует одно и то же задание предлагать в разной игровой ситуации. При подборе игр используется принцип «от простого - к сложному».
Сначала детям предлагаются игры и упражнения с блоками на умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
- Игра «Раздели по цвету» (цветные корзинки это- подсказка, знак, как нужно разложить фигуры).
- «Печенье для кукол» (по форме).
Так как у детей с ТНР преобладают наглядные формы мышления, уже на данном этапе можно знакомить детей с символами.
-«Рыбалка» (сравнение по толщине). Дети «ловят» рыбу в два ведерка, в одном ведре толстая «рыба», а в другом – тонкая. Около ведерок есть символы (толстый и тонкий, которые помогают детям распределять блоки. Так как внимание у детей с ОВЗ неустойчиво, им сложно удерживать в памяти задание, то помощь в виде символов будет актуальна.
-«Дома большие и маленькие» (классификация фигур по размеру).
- «Чем похожи? Чем отличаются?» Для этого фигуры располагаются на столы, по признакам (можно обозначить символом). Например, на одном столе - квадраты, на втором - треугольники и т. д. Дети, переходя от стола к столу, сравнивают, доказывают, высказывают своё мнение «На этом столе лежат только круглые фигуры, а на этом только треугольные». Затем детям дается задание разложить фигуры по-другому.
Затем детям предлагаются игры на умения классифицировать и обобщать и анализировать предметы по двум, трем, четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
С целью закрепления свойств фигур можно использовать такие игры :
- «Третий лишний». Выложите 3 фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Попросите ребенка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.
- «Волшебный мешочек». Все фигуры сложите в мешочек и предложите ребенку выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.
- «Опиши». Сложите все фигурки в мешок, предложите ребенку вытащить любую и описать ее, называю форму, цвет и размер.
-«Бусы для мамы». Выкладывание цепочки: красная, желтая; круглая, прямоугольная ; большая, маленькая и т. д.
- «Коробка конфет» (классификация по форме, цвету, размеру).
«Что изменилось?» Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
- «Второй ряд».
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же - формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
На следующем этапе работы с блоками Дьенеша предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где дети активно используют символы свойств блоков.
Использование символов позволяет развить у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
Использование символов особенно актуально для детей с ОВЗ, так как вербальная информация хуже усваивается, чем наглядная, детям трудно выполнять словесные инструкции, дети с ОВЗ плохо сосредотачиваются на выполнении заданий. Символы - это помощь ребенку в виде смысловых опор.
На данном этапе используем карточки - отрицание, те же карточки только знаки перечеркнуты, например, зачеркнут большой, значит фигура не большая, а маленькая; дети учатся строить высказывания с частицей «не».
Игры на умение сравнивать, классифицировать и обобщать.
"Цепочка», «Дорожка», «Бусы».
Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
Дорожки надо строить по правилам. Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета. Дети по очереди выкладывают блоки.
Дети строят дорожки (цепочки) по правилам, которые требуют учета трех свойств — цвета, размера, формы. Взрослый побуждает детей к самостоятельному составлению новых правил, игровых задач, поощряя проявления активности и творчества.
Опираясь на индивидуальные особенности детей можно предложить задания разной сложности.
Поскольку дети с ОВЗ страдают неустойчивым вниманием, следует одно и то же задание предлагать в другой игровой ситуации («Составь змейку», «Выложи цепочку», «Покажи дорожку колобку»). Дети с ОВЗ легче усваивают информацию, выполняя аналогичные задания, происходит перенос усвоенного принципа на аналогичные задания.
Я в своей работе использую наглядное пособие- это полоски, разделенные на четыре части, с кармашками, сделанными из пленки и в которые можно вставить символы свойств. В одном и том же упражнении легко менять уровень сложности задания с учетом возможностей детей.
Это пособие удобно использовать на занятиях, так как можно быстро проверить знания детей. Так как слабослышащие дети не всегда слышат задание, и дети с ТНР осознают свою проблему с речью и часто стесняются говорить на занятиях, эффективно использовать игры, где ребенку не нужно говорить.
Игра «Загадки без слов».
Цель. Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
Взрослый предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры».
Дидактическая игра «Найди меня», «Отгадай фигуру».
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и
показывает геометрическую фигуру.
- “Заполни паспорт фигуры”.
Ход игры: Сложите все фигурки в мешок, предложите ребенку вытащить любую и записать ее с помощью символов.
Также я использую в работе такие игры на развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.
В игре «Засели домики», дети знакомятся с понятием «этаж», «подъезд» и «заселяют» дома в соответствии с условиями.
«Заселяя» домики удобно использовать пособие - домики, где выбрать цвет помогает цветная крыша (домики с красной, синей и желтой крышей, а остальные свойства блоков обозначены символами; или использовать пустые домики и набор символов, обозначающих свойства блоков.
При заселении домиков дети классифицируют фигуры, например, сразу по двум свойствам.
Ход игры: В городе логических фигур появляются новые трехэтажные и четырехэтажные дома. В них еще сложнее расселить жильцов. Но добрый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки-подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.
Дети уточняют, где какие фигуры должны помещаться, и заселяют дом. В конце называют, какие фигуры оказались в каждой клеточке (указывают два общих свойства для каждой группы фигур).
Следующим этап – работа с таблицами.
Используя игры с таблицами дети усваивают понятия «столбик», строчка».
- «Какой фигуры не хватает?».
Цель: Научить анализировать блоки по строчкам и столбикам таблицы.
Предложить таблицу из 9 клеток с нарисованными в ней фигурами (но не во всех клетках). Ребенок должен понять и объяснить, каких фигур не хватает.
- «Дружные блоки».
Цель: научить выделить и называть свойства общие для пары блоков. В каждой квартире этого дома поселились дружные блоки, в чем-то похожие друг на друга. Педагог показывает или называет квартиру, а ребенок рассказывает, чем похожи блоки и чем отличаются. Например, на третьем этаже во всех квартирах блоки похожи по форме, но отличаются размером и цветом.
-«Найди ошибку».
Цель: Закреплять умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет, используя таблицу. Научить анализировать материал по строчкам и столбикам таблицы и находить ошибки.
Для более подготовленных детей подходят игры на освоение идеи видоизменения, трансформации. В данных играх необходимо уметь выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при выполнении задания.
-Игра «Волшебная дверь».
Жители – блоки проходят сквозь волшебную дверь и свойства их меняются. Нужно определить, какие свойства блоков изменилисьпри проходе через дверь.
-Игра «Доставка грузов» (игра из альбома «Спасатели приходят на помощь»).
Надо доставить ценные грузы- блоки изгорода А в город Б. Везти груз можно по любому из предложенных 12 маршрутов.
В пути с грузами происходят изменения по размеру, толщине, цвету и форме (символы изменения свойств). Изменение цвета и формы происходит по часовой стрелке (один шаг).
Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.
-Дидактическая игра «Игра с одним обручем».
Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? ( Предполагается ответ: «внутри обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
- Дидактическая игра «Игра с двумя обручами».
Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой). Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые; после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча. Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
В своей работе я использую альбомы к дидактическому материалу «Логические блоки Дьенеша».
Альбом «Лепим нелепицы». На основе этого альбома знакомим детей с небылицами (литературным жанром, формирование элементов сенсорной культуры, освоение знаковой системы. Чтобы выложить картинку из блоков, ребенок должен уметь расшифровать информацию, записанную символами.
Альбомы «Спасатели спешат на помощь», «Праздник в стране блоков», «Поиски затонувшего клада», «Страна блоков и палочек». Представленные в альбомах игры способствуют развитию логического мышления, смекалки, сообразительности, внимания и памяти; помогают в освоении детьми шифровки и расшифровки информации, заданной в цифрах, буквах или знаках-символах.
Таким образом, использование «Блоков Дьенеша» актуально для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями слуха, способствует решению коррекционных задач.
Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать смысловые опоры в виде символов, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.