Силина Наталья
Использование АВА-терапии в обучении и коррекции поведения детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм – серьезное нарушение обычного развития ребенка, которое возникает в первые два года жизни, приводит к дефектам речи, нарушению игровых навыков и навыков самостоятельной жизни, ухудшению когнитивных и социальных функций. Дети с аутизмом по мере взросления значительно отстают в развитии от своих сверстников. Причина аутизма неизвестна.
Публикация «Использование АВА-терапии в обучении и коррекции поведения детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с аутизмом обучаются по-другому в отличие от других детей. Зачастую у детей страдает восприятие информации, они не могут разобраться в своих сенсорных ощущениях, избегают контакта с людьми или мало ими интересуются и окружающим миром, зацикливаются на действиях и предметах, что мешает развитию их игровой деятельности, не учатся у детей, как это делают другие, наблюдая за действиями сверстников и копируя их.
Несмотря на нарушение процессов обучения у детей с РАС, ученые на основе принципов теории научения создали эффективные методы для работы с такими детьми. АВА-терапия как метод применительно к детям стал наиболее популярен с 1993 года. Цель поведенческого вмешательства заключается в том, что обучить ребенка навыкам, способствующим его развитию и помогут ему жить полноценной и самостоятельной жизнью. Учебный план – это комплекс образовательных программ или образовательный план, содержащий список последовательных учебных целей и соответствующих методик обучения. В него включают все необходимые навыки, чтобы не только успешно трудиться, но и отдыхать, а также в нем уделяют внимание таким навыкам как игра и имитация, овладению речью, развитию понятийного мышления, академических, игровых и социальных навыков.
Учебный план выстраивают с учетом возрастных особенностей ребенка: сначала происходит обучение самым простым навыкам, затем вводят наиболее сложные элементы, но только после освоения предварительных навыков.
Подход к обучению должен базироваться на опыте и преследовать конкретный результат. Необходимо развитие и укрепление навыков, расширяя использование освоенных умений и способствуя приобретению новых. Обязательно использование учебных протокол - это описание обучения ребенка конкретному навыку, включающее цель (описание формируемого навыка, критерии полного освоения, шаги освоения навыка (в каждом шаге описывают необходимые материалы, действия педагога, уровни помощи, целевая реакция ученика, критерии оценки результата).
Участие семьи в процессе поведенческой терапии является обязательным условием его успеха, так как никто не знает лучше своего ребенка. При этом рекомендуется использовать услуги приходящих АВА-инструкторов для проведения интенсивных занятий, что даст возможность родителям отдохнуть и использовать свободное время для подготовки и работы над игровыми, социальными навыками и навыками самообслуживания. Таким образом, весь день становится для ребенка частью терапевтического процесса, а родители – активными членами терапевтической команды.
Прикладной поведенческий анализ должен быть главным методом терапии. Специальная методика - обучение отдельными блоками включает в себя
-дробление навыка на меньшие элементы;
- последовательное обучение каждому элементу до его освоения;
- повторную обработку в коротких временных периодах;
- предоставление подсказок (стимулов, вспомогательной информации) и постепенное уменьшение их интенсивности;
- использование методов подкрепления (естественное появление или предъявление педагогом желаемого стимула или устранение неприятного стимула после реакции).
Основной элемент обучения – это блок – короткий законченный эпизод в обучении, состоящий из инструкции, подсказки, реакции ученика, предоставления последствия и удаления учебного материала. Это специальная методика может быть использована не только для обучения детей с аутизмом, это эффективный метод обучения для всех. У блока есть четко выраженное начало и конец, отсюда и его название – отдельный - «дискретный». Для увеличения интенсивности обучения образовательный процесс включает в себя большое количество блоков, в которых каждый отдельный элемент навыка полностью осваивается, прежде чем будет введен новый элемент.
Сначала обучение проводят в обеспечивающих быстрый успех условиях. Далее условия быстро должны быть расширены до естественной среды. Поэтому терапевтические действия должны осуществляться по всему пространству дома, вне его, в общественных местах. Дети должны уметь учится в разных ситуациях, в том числе при появлении естественных отвлекающих факторов – это подготовит их к дальнейшему обучению в школе.
Во время обучения терапия проходит несколько этапов. Начальные этапы – это знакомство с ребенком, установление мотивирующих игровых отношений, важно установить, что нравится и что не нравится ребенку, выявить его сильные и слабые стороны. Еще один элемент этого этапа – это навык умения учиться. Ребенок начинает осознавать и выполнять указания взрослого, это в свою очередь ведет к частым и немедленным поощрениям и требует овладения навыками умения сидеть и внимательно слушать.
Промежуточные этапы – это обучение конкретным навыкам коммуникации, игры, самообслуживании, социальным навыкам.
На самых продвинутых этапах терапия становится более естественной и направлена на обобщение навыков в повседневной жизни. В это время проводят работу над более тонкими социальными, игровыми, эмоциональными, когнитивными навыками и навыками коммуникации, на данном этапе завершается интеграция ребенка в естественную среду обучения – школу.
Список использованной литературы :
1. Косински К. Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС/ Кара Косински ; пер. с англ. У. Жарниковой ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. – 192 с.
2. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом/ Тара Делани ; пер. с англ. В. Дегтяревой ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. – 184 с.
3. Лиф Р, Маккэкен Д. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме /Пер. с англ. Под общей редакцией Толкачева Л. Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016 – 608 с.