Данилова Екатерина
Использование арт-терапии в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Давно известно большое и многогранное влияние искусства на жизнь и
здоровье людей, поэтому к нему стали настойчиво обращаться за помощью.
Искусство помогало, возвращая силы, устойчивость и активность.
Психотерапевтические, развивающие возможности искусства лежат в самой его природе. Быть может, искусство и было создано для того, чтобы не
только принести человеку эстетические радости, но и помочь, сохранить и
защитить его от всего, что мешает нормально существовать. Произведения
искусства, по-видимому, способны создавать особое психо-энергетическое
поле, транслирующее положительную энергетику своих творцов слушателям
Публикация «Использование арт-терапии в работе с детьми» размещена в разделах
и зрителям. Эта энергетика обладает множественностью воздействий: она
способна исцелять и возвращать к жизни, оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
Музыкотерапия
В последнее время арттерапия и, в частности, музыкотерапия находят
множество сторонников во многих странах.
Исследования американских и чешских ученых показали, что пожилые
люди с глубоким поражением интеллекта, забывающие свое имя, преображаются, когда слышат музыку своей молодости.
В настоящий момент для терапевтических целей применяется как классическая, так и новая медитативная музыка. Часто прослушивание музыкальных фрагментов сопровождается рисованием, лепкой, занятиями аппликацией. Таким образом, прослушивание музыки стимулирует человека к созданию собственного творческого продукта. Все это дает основание для использования арттерапевтической методологии в процессе коррекции и развития «особых» детей с проблемами развития. Наиболее видимое воздействие музыка и живопись оказывают на эмоциональную сферу человека.
Однако нестабильность эмоционального состояния, его непредсказуемость, неадекватные невротические реакции являлись серьезной проблемой.
Психоэмоциональное состояние «особых» детей находится в прямой зависимости от метеорологических катаклизмов, посторонних раздражителей
(новая обстановка, незнакомые люди и пр., собственного эмоционального
состояния и самочувствия педагогов, работающих с этим ребенком.
Быстрые и веселые детские песни вызывают у детей не только улыбку, но
и возбуждение, неадекватные эмоциональные реакции, шум, беспорядочную
активность. Педагоги пришли к выводу, что детям с особыми образовательными потребностями нужна другая музыка, более спокойная и одухотворенная.
Детям дали прослушать произведения И. -С. Баха, Л. -В. Бетховена, П. И.
Чайковского и Г. Ф. Генделя. Дети с большим удовольствием, «как зачарованные», слушают классическую музыку. И именно такая музыка способствовала стабилизации их психоэмоционального состояния.
Было заметно, как в процессе прослушивания музыкального произведения у детей расслабляются мышцы, уходит напряжение. Важно отметить, что
педагоги специального подбирали музыку. Главными критериями для отбора музыкальных произведений были: спокойный темп, отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы, мелодичность и гармоничность. Педагоги заметили, что у детей с глубокими психическими проблемами есть внутренняя потребность в музыке, несущей умиротворение, духовную цельность и ясность.
Сначала дети внимательно слушали и глубоко воспринимали классическую музыку не более 10 минут. Для умственно отсталых детей, отличающихся рассеянным неустойчивым вниманием, это время является достаточно большим. По мере привыкания детей к классической музыке время прослушивания увеличилось до 15 минут. Педагоги заметили, что в результате
прослушивания музыкальных произведений внимание на общеобразовательных занятиях стало более устойчивым.
Позитивный отклик детей на классическую музыку позволил педагогам
расширить музыкальный репертуар и включить в него специальную музыку,
направленную на снятие напряжения и релаксацию.
«Особые» дети чрезвычайно чувствительные к качеству музыки, к тем
образам и состояниям, которые она вызывает. Часто спонтанная реакция детей являлась индикатором качества музыки. Детская интуиция удивительно
точно определяла те музыкальные композиции, которые впоследствии заняли место в фонотеке.
С появлением в фонотеке группы новой медитативной музыки дети получили уникальную возможность выбора. Они могли дать понять педагогам,
какого рода музыку им хочется слушать в данный момент - классическую
или медитативную. Постепенно выработались личностные предпочтения.
Таким образом, внутренний мир «особых» детей, доселе скрытый, недостаточно понятный и непредсказуемый, приоткрыл свою тайну. Наблюдение
за детьми в моменты прослушивания музыкальных произведений, исследование музыкальных предпочтений, отслеживание динамики психоэмоционального состояния детей до и после прослушивания музыки дали педагогам
уникальную информацию о закономерностях внутренней жизни «особых»
детей. Педагоги получили возможность регулировать психоэмоциональное
состояние детей в соответствии с их внутренним глубинным запросом.
Музыка стала для детей, с одной стороны, средством для создания и
поддержания эмоционального равновесия, с другой стороны - инструментом моделирования позитивного рабочего состояния. Музыка стала неотъемлемым компонентом коррекционно-развивающего процесса.
После того как первичная тревога и недоверие были преодолены, встал
вопрос: как понять изменения, происходящие с ребенком, получить от него
обратную связь? Ведь эти дети не могут выразить свои чувства и переживания общепринятыми средствами.
Рисование под музыку
Следующим шагом на пути развития и адаптации «особых» детей стало
рисование под музыку как классическую, так и медитативную.
Рисование под музыку как один из приемов арттерапии довольно широко применяется в современной психотерапевтической практике. Такой вид
самовыражения позволяет психически неадекватным людям экстериорезировать (перенести вовне) внутреннее напряжение, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление, а также дает психотерапевту информацию о динамике психоэмоционального состояния пациента.
«Особые» дети не могут передавать в своих рисунках образы предметов
в правильных пропорциях, ракурсах и пр. Поэтому педагоги попробовали с
ними декоративное рисование (волнистые линии, отпечатки кисточки, оттиск спичечного коробка и пр.).
Первые опыты самостоятельного рисования показали, что дети часто
выбирают для рисования черный или темно-коричневый цвет. Педагоги
предположили, что такой выбор может быть связан со сложным психоэмоциональным фоном детей.
Анализ используемой детьми цветовой гаммы дает педагогам экспрессинформацию об актуальном психоэмоциональном состоянии ребенка.
Например, если ребенок рисует преимущественно красной или черной краской, педагоги знают, что ему сегодня необходим щадящий режим работы. В этом случае ему предлагается понаблюдать за рыбками, покачаться в кресле, расслабиться в «сухом бассейне», послушать записи природных звуков (журчание ручья, шум дождя, пение птиц, и пр.).
Постепенно рисование под музыку изменило цветовую грамму, выбираемую детьми. Появились светлые тона, более яркие краски. Таким образом,
можно сделать предположение о том, что специально подобранная музыка в
момент рисования позитивно влияет на психоэмоциональное состояние детей.
Было замечено, что характер рисунков, выполненных под классическую
и медитативную музыку, различен. В рисунках, созданных в момент звучания классической музыки, прослеживалась некоторая структура: отдельные
линии, точки, образные элементы. В рисунках, выполненных под медитативную музыку, подобная структурированность не наблюдалась: рисунки представляли собой сложное переплетение цветовых пятен, заполняющих пространство листа, отдельные абстрактные элементы рисунков были взаимосвязаны друг с другом, плавно переходили один в другой.
Но главное, что дети различают эмоциональные состояния, навеянные
классической и медитативной музыкой, улавливают внутренний строй музыки - законы, по которым построено музыкальное произведение.
Работая над изучением природных явлений, педагоги включили в тему
рисования дождь, тучи, снегопад, сугробы, летящие осенние листья и пр.
При создании этих образов подбиралась соответствующая музыка. Дети
предварительно многократно ее слушали, и только после этого рисовали.
Такой прием позволил более глубоко ввести детей в соответствующее состояние и четче сформулировать образ, предлагаемый для изображения. По такому же принципу педагоги работают и с «живыми картинками» : дети выкладывают картинки в соответствии с тем, о чем идет речь, или с теми образами, о которых им рассказывает музыка.
Каждый раз после необычных событий (приход гостей, поход на концерт
или в кукольный театр) педагоги предлагают детям порисовать, для того
чтобы им было легче поделиться со взрослыми своими впечатлениями и переживаниями. Рисунки рассказывают педагогам о том, какое воздействие на
внутренний мир детей произвело то или иное событие.
В конце дня или в неблагоприятные дни (магнитные бури, низкое атмосферное давление и пр.) педагоги предлагают детям работать с папье-маше
под музыку. Эта монотонная работа хорошо стабилизирует внутренние
процессы.
Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально
подбираемым музыкальным сопровождением, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей. Об изменениях в их
психоэмоциональном состоянии «рассказывали» используемые детьми цвета, характер мазков и линий (тревожные, спокойные, плавные, отрывистые,
структурированные, хаотичные и пр.).
Рисунки детей дают специалисту и родителям информацию о внутренних
процессах ребенка. Зная, как отражается педагогический процесс на состоянии ребенка, его реакцию, можно смело следовать одному из основополагающих принципов педагогики - личностно-ориентированный подход. А это
значит, подбирать соответствующую индивидуальным особенностям музыкальную программу, приемы развития, коррекции и социализации.
Работа в этом направлении позволяет говорить о закономерностях влияния музыки и рисования под музыку (арттерапия) на психоэмоциональное
состояние «особых» детей и сделать следующие выводы.
Рисование под музыку позволяет детям экстериорезировать (выносить
вовне) свои эмоции и чувства (для многих детей этой единственный способ
самовыражения).
Дети получают реальную возможность «увидеть» на рисунке свой внутренний мир и донести свои переживания до другого.
Рисование под музыку формирует навыки саморегуляции (рисуя, дети
стабилизируют и структурируют свои внутренние процессы, регулируют себя).
Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств.
Арттерапия позволяет сублимировать даже негативные эмоции и реагировать на них адекватным путем.
Развивается мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук, и как следствие совершенствуется речевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Но самое главное, дети намного продвинулись в способности слышать
свой внутренний ритм и ритм других людей, что позволяет им строить позитивные взаимоотношения с окружающими людьми - детьми и взрослыми. В процессе работы окончательно оформились и принципы педагогического
воздействия:
1. Завершенность действия. Часто дети не могут уложиться во время,
отводимое расписанием на занятие. Однако для развития эмоциональноволевой сферы важна завершенность процесса. Ибо незаконченное действие
отвлекает внимание детей, дестабилизирует их состояние. Поэтому педагоги
всегда дают ребенку возможность закончить рисунок и любой другой процесс.
2. Чуткость реакции. Педагоги всегда чутко реагируют на состояние ребенка. Если ребенок в данный момент находится в «нерабочем состоянии»,
ему предлагается необременяющее задание, занятие, «выравнивающее» состояние: рисование, прослушивание аудиозаписей и пр.
3. Подбор музыки «от ребенка». Создание индивидуальных программ.
Использование арттерапевтических приемов позволяет работать над развитием эмоционально-волевой сферы детей по трем направлениям:
- осознание ребенком своих желаний и эмоций;
- расширение спектра эмоций ребенка и развитие навыков адекватной
вербальной и невербальной передачи собственного эмоционального состояния;
- обучение ребенка навыкам саморегуляции эмоций.
Научить ребенка дифференцировать свои эмоции не так просто. Многие
исследователи находят связь между эмоциональным состоянием, самочувствием человека и цветом. Так, восьмицветный тест М. Люшера через выбор цветов позволяет диагностировать состояние человека в данный момент.
Этот метод важен и в коррекционно-развивающей работе. Связывая цвет и
состояние, можно, с одной стороны, закрепить знание сенсорных эталонов,
с другой стороны, научить ребенка дифференцировать свои состояния и ре-
гулировать их. Для обозначения состояний можно использовать пиктограммы.
Разнообразные пиктограммы достаточно эффективно используются в реабилитационном процесс для обозначения жизненно важных потребностей
(есть, пить, спать, ходить в туалет) и элементов социального назначения. Немало разработано и развивающих игр, где используются пиктограммы,
отображающие эмоциональные состояния человека (радость, гнев, страх и
пр.).
Дети с тяжелым нарушением интеллекта могут дифференцировать четыре
состояния: радость, беспокойство (которое может проявляться через неадекватные эмоциональные реакции, покой (удовлетворенность) и недомогание (боль, плохое физическое самочувствие, дискомфорт). Эти состояния могут быть отражены в пиктограммах (схематично нарисованное человеческое лицо, изображающее то или иное эмоциональное состояние). Через объяснение смысла пиктограммы происходит «проработка», формализация состояния, описание его проявлений (мимика, физические ощущения, сопутствующие желания). Далее детям предлагается связать пиктограмму состояние с цветом - красным, желтым, синим, зеленым и черным. После того как ребенок выбрал цвет, педагог может рассказать ему о том, какой бы цвет выбрал он для обозначения этого состояния. Таким образом ребенок получает возможность выразить свое состояние и в то же время узнать точку зрения педагога (или родителя, если занятие проводится дома). Этот опыт укрепляет взаимопонимание между ребенком и взрослым. И, главное, позволяет увидеть практический смысл сенсорных эталонов цвета.
Для «особых» детей занятия с использованием арттерапевтических приемов - это не просто возможность выразить себя, но и способ социальной
адаптации.