Юлия Павловская
Использование анимационных игр в организации культурно-досуговой деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка на тему:
«Использование анимационных игр
в организации культурно-досуговой деятельности старших дошкольников»
Авторы:
Павловская Юлия Сергеевна
Храброва Наталья Викторовна
Санкт-Петербург
2017 год
Публикация «Использование анимационных игр в организации культурно-досуговой деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Мультипликация. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
География педагогической идеи: г. Санкт-Петербург, Калининский район, ГБДОУ детский сад № 61; адрес: пр. Просвещения, дом 99, литер А.
Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.
Авторы методической разработки: Ю. С. Павловская, Н. В. Храброва.
Целевая аудитория: субъекты образовательного процесса – дети дошкольного возраста, педагоги.
Введение
Особенности организации досуга детей дошкольного возраста
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.
С позиции современных исследователей (А. Б. Антонова и Т. С. Комарова, А. В. Даринский, М. Б. Зацепина, М. В. Созинова и др) досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в дошкольной педагогике последних лет.
Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.
Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности : игры, рисования, конструирования и пр. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольника используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и др.).
В дошкольных учреждениях воспитатели пытаются использовать досуг в целях разностороннего образования ребенка. В детских дошкольных учреждениях предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, обучению детей иностранному языку, танцам, развивающим играм, обеспечивающим эффективную подготовку к обучению в школе. Большинство родителей (66%, как указывает, Шамсутдинова Д. охотно принимают предлагаемые образовательные услуги, рассматривая их как важное средство эстетического развития, подготовки к школе и развития творческого потенциала своего ребенка. Однако родители осуществляют выбор кружков за детей, ориентируясь на свое желание.
Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.
Для решения поставленных задач целесообразны: тематические беседы и «открытые дни для родителей», выставки детских фотографий («Это мы в часы досуга», «Экскурсия в «Книжный дом» - детскую библиотеку и др., рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», «Как я провел вчерашний вечер», «Праздник в детском саду» и т. д.).
В ходе данного этапа родители имеют возможность под руководством педагогов и психолога просмотреть видеоматериалы по разным видам детского досуга в условиях семьи и детского сада. Проведенная работа позволит не только познакомить родителей с многообразием содержательного досуга дошкольника, но и показать им сам образовательный процесс, педагогическую технологию руководства.
Третий этап обеспечивает реализацию взаимодействия по линии индивидуального подхода к конкретному ребенку, определение единой тактики развивающего взаимодействия взрослых в детском саду и семье.
На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:
- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
- досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную «Я - концепцию»; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций.
Досуг для детей - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Значит, детскому досугу свойственна творческая функция.
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.
Досуговое время оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Одна из важных задач детского досуга - помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.
Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности.
Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.
Реализация данных функций обеспечивает целостное развитие личности ребенка.
Итак, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.
Виды и формы взаимодействия педагога с детьми в процессе досуга
Для того чтобы досуг детей в дошкольном учреждении был разнообразным, интересным, развивающим нужна программа, которая даст систему занятий. Программа должна соответствовать мотивации, интересам и возрасту детей. Самым удобным, эффективным способом проведения досуга являются тематические недели, которые включают в себя различные формы проведения досуга, подобранные определенной теме, и состоят из семи блоков: познавательный блок, наглядность, развитие речи, развитие мышления, развитие мелкой моторики, физическое развитие, творческий блок, что делают занятия интересными, увлекательными, игровыми. Примерные темы: «Человек», «Природа», «Мир живой и рукотворный», «Техника в доме», «Профессии» и т. д.
Рассмотрим основные формы и методы:
Игровые часы. Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг. При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку игрового часа для педагогов.
Музыкальные часы. Это время самой разнообразной деятельности : дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т. д.
Игры-путешествия. Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания, соответствующие теме недели. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.
Чтение, разучивание стихов. Несмотря на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности. Исследования последних лет показывают, что чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических изданий, т. е. журналов и газет. Современный рынок представлен различными видами детских досуговых периодических изданий. Можно сказать, что большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны. Они создаются по принципу «развлекая - поучать».
Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей - это загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т. д.
Таким образом, современная досуговая периодика для детей в полной мере соответствует особенностям и природе детского досуга. Большинство досуговых периодических изданий чуждо противопоставлению «учебное время - досуг» и воплощает принцип активности, включая многочисленные игровые и развивающе-обучающие задания. Их структура отвечает принципу нерегламентированной, свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детства и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых.
Детский театр. Театрализованная деятельность - одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного развития ребенка.
Для дошкольников существует несколько видов театрализованной деятельности : сценическая постановка или драматизация (с участием детей, кукольный театр, пальчиковый, теневой, театр на фланелеграфе, настольный театр и др.
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Туризм и краеведение в детском саду как образ жизни. Дошкольное учреждение приобщает малышей к туризму и краеведению. Начнем учить их так же, как и первоклассников: жить в единении с природой, быть здоровыми и счастливыми; разумно и доброжелательно относиться ко всему, что их окружает, и в первую очередь к природе, в том числе и к суровым ее сторонам; любить труд; уважительно относиться к людям любой национальности; быть разумно бережливым; быть добрым.
Творчество (рисование, лепка, аппликации).
Перед нами стоит ответственная задача - в маленьком человеке заложить основы личности высоконравственной, интеллигентной; формирование качеств такой личности будет продолжаться и в начальной, и в средней школе, и дальше, всю жизнь
Очевидно, нужно применять те формы и методы, которые любимы детьми, которые им по душе. В первую очередь это игры. Они имеют огромное значение в жизни детей: во-первых, игра - их естественная потребность; во-вторых, «как ребенок играет, так он будет и работать».
Игровой тренинг, его особенности и возможности
Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий.
Тренинг - обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Тренинг - это такая форма обучения, где мало теории и разговоров и много практики и упражнений. Перед тренингом сначала даются новые знания без них не понять новую тему.
Основные цели тренинга:
- развлечение детей;
- обучение и воспитание детей без принуждения, а именно через наиболее привлекательную и доступную форму деятельности для ребенка — игру.
Анимационные игры – игры и состязания, используемые в культурно-досуговой деятельности. Для создания благоприятной атмосферы во время совместной деятельности педагога и детей (досуга, развлечения, праздника, тренинга и т. д.) можно использовать игры, которые мы привыкли видеть в работе аниматоров. Такие игры мы назовем анимационные игры, и они имеют такую особенность как развлечение, снятие напряжения, восстановления сил и обязательно развитие многих психических функций дошкольников : мышление, внимание, любознательность, логика и пр.
В нашей методической разработке мы поставили перед собой одну из задач – научиться правильно выбирать из огромного разнообразия анимационных игр именно те, которые будут нести определенную функцию развития и снятия барьеров взаимодействия субъектов образовательного процесса (детей, взрослых) одновременно. Эти игры очень хорошо применимы в интегрированной форме взаимодействия педагогов с детьми, например во время парного тренинга, праздника-тренинга, где дети заранее не подготавливаются к мероприятию, для них такая форма общения является всегда сюрпризом.
Цель методической разработки – создание условий для повышения мотивации субъектов образовательного процесса (дети, педагоги) к эффективному взаимодействию в организации культурно-досуговой деятельности посредством использования анимационных игр в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Оказание методической помощи в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников, совместной деятельности педагога с детьми и с родителями.
2. Активизировать деятельность педагогов и детей, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
3. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
4. Обогащение практических навыков профессиональной деятельности.
5. Самостоятельный выбор направлений деятельности и способы организации выбранной деятельности.
6. Повысить мобильность педагогов в двигательной деятельности.
Прогнозируемый результат:
Дошкольники с удовольствием включаются в совместную деятельность с педагогом (открытые мероприятия, досуг).
У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к сверстникам и взрослым.
Создание условий для эффективного взаимодействия педагогов и детей в условиях детского сада (организация совместной деятельности педагога с детьми).
Повышение мотивации воспитателей к эффективному и продуктивному взаимодействию с коллегами, детьми и родителями.
Продукт методической разработки.
Продукт представляет собой текст-описание форм работы с детьми и педагогами в условиях детского сада, обеспечивающих создание единого образовательного пространства.
Презентация педагогической идеи: фотоотчет по мероприятиям, проведенным в течение года, публикация статьи в конференциях по проблеме, электронная библиотека методической литературы.
Возможные сложности при реализации педагогической идеи:
1) Слабая мотивация педагогов к инновациям, что ведет к сложности реализации ФГОС дошкольного образования. Пути преодоления: мотивация необходимости помощи воспитателям в подготовке и организации мероприятий с детьми и родителями.
2) Отсутствие источников информации для подбора необходимого материала по теме педагогической идеи. Пути преодоления: подборка книг и сайтов с необходимой информацией, обеспечение возможности для педагогов пользоваться компьютерами для поиска информации в Сети.
3) Отсутствие некоторых материальных условий для реализации предложенного опыта работы: нет свободного помещения, нет методической библиотеки, оборудования. Пути преодоления: создание электронной библиотеки, изыскание ресурсов.
Необходимое оборудование: атрибуты для совместного мероприятия (игровой тренинг, аудиоматериалы, музыкальный центр.