Анастасия Александровна
Использование алгоритмов в процессе ознакомления детей 5–6 лет с разными профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование алгоритмов в процессе ознакомления детей 5-6 лет с разными профессиями»
Составила воспитатель 1 категории Шушунова Анастасия Александровна
На современном этапе для системы обучения в России свойственна модернизация всех ее уровней, характеризующаяся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности каждого ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прописаны целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые обусловливают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности.
Публикация «Использование алгоритмов в процессе ознакомления детей 5–6 лет с разными профессиями» размещена в разделах
Алгоритм является древнейшим, фундаментальным понятием математики, в частности ее раздела - теории алгоритмов. В связи с информатизацией и технологизацией современного общества понятие «алгоритм» проникло в различные сферы жизни человека. Интуитивно-содержательное определение этого понятия ввел А. А. Столяр, который понимает алгоритм как предписание действий понятных и точных, порядка их выполнения для достижения решения любой задачи из определенного класса однотипных задач.
Современные авторы обращаются к проблеме развития алгоритмического мышления, алгоритмического стиля мышления (А. В. Копаев, С. Е. Царева, формирования алгоритмической культуры
(М. П. Лапчик). В отечественной психолого-педагогической литературе появились исследования развития алгоритмических способностей, входящих в структуру познавательных (С. Д. Язвинская).
Основываясь на анализе психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что у дошкольников в процессе игровой деятельности, особенно используя игры с правилами, необходимо формировать представления о последовательности действий, о понятиях «правило», «алгоритм».
Алгоритмические умения дошкольников - это способность планировать свои действия, работать по правилу, образцу, понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы, анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата, переносить усвоенные способы действий, алгоритмы в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами. Структуру алгоритмических умений детей дошкольного возраста составляют пять компонентов - процессуальный, личностный, регулятивный, коммуникативный и творческий (Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова). Процессуальный компонент отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление. Личностный компонент направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности. Регулятивный - способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативный - развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности. Творческий - обусловливает перенос полученных алгоритмических знаний в новые, нестандартные ситуации.
(слайд 1) Тема моего выступления Использование алгоритмов в процессе ознакомления детей 5-6 лет с разными профессиями.
Как сказал Ян Амос Каменский «Дети охотно, чем нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
(слайд 2) Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи. Цель алгоритма вы видите на экране.
(слайд 3) В основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования стоят задачи социализации и индивидуализации ребенка- дошкольника. Это соответствует принципам ФГОС ДО, одним из которых является принцип психолого- педагогической поддержки детей. Чтобы технологически реализовать задачи в области социально-коммуникативного развития, мы создали алгоритмы, способствующие формированию культурно-гигиенических норм и правил.
(слайд 4) Создавая алгоритмы мы преследовали следующие задачи: вы видите их на экране.
При создании алгоритмов для детей старшего дошкольного возраста учитываем следующее:
1. Особенности мышления и восприятия детей
(наглядно – действенное). Поэтому все объекты, используемые в наших алгоритмах реальные, не символичные. Объекты доступны детскому восприятию.
2. Композиция иллюстрации не должна быть перегружена.
3. Цветовая гамма в сдержанных тоннах.
4. Дети знакомятся с содержанием уже готового алгоритма или активно участвуют в его создании.
(слайд5) Существует три вида алгоритмов.
(слайд 6) Линейный алгоритм - когда последовательность действий выполняется однократно, в строго определенном порядке.
(слайд 7) Если в последовательности действий присутствует условие, после проверки, которого выполняется или одна последовательность шагов, или другая, то алгоритм называется разветвляющимся.
(слайд 8) Циклический алгоритм содержит действия, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано заданное условие
(слайд 9) Структуру алгоритмических умений детей дошкольного возраста составляют пять компонентов.
Процессуальный компонент отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление.
Личностный компонент направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности.
Регулятивный - способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативный - развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности. Творческий - обусловливает перенос полученных алгоритмических знаний в новые, нестандартные ситуации.
(слайд 10, 11, 12) Опираясь на алгоритмы, дети учатся работать с ними и планируют свои действия в игре. Использование игровых карточек дает возможность ребенку составить алгоритм любого ролевого поведения. К концу года у детей сформировывается система знаний о многих профессиях, появляются интересы и отношение к определенным видам деятельности. Такая склонность детей к определенным ролям, играм, видам работы свидетельствует о первых проявлениях "профориентации" в развитии личности ребенка.
Данный педагогический опыт позволяет сформировать у детей предпосылки к символическому и знаковому восприятию алгоритма, так как нас по всюду в жизни окружают символы и знаки (дорожные знаки, социокультурные знаки и пр.)
Использование алгоритмов позволяет реализовать задачи ООП и ФГОС ДО по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементов самостоятельности, элементов самообслуживания и элементов культурного поведения.