Оксана Гемская
Использоване перфокарт для познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Очень часто перед воспитателем встают вопросы: «Как обеспечить одновременно эффективность и увлекательность образовательного мероприятия?».
Публикация «Использоване перфокарт для познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Поэтому считаю важнейшим условием повышения эффективности педагогической работы с детьми дошкольного возраста, являются не расширение образовательных задач, а разработка инновационных педагогических технологий, необходимых для повышения мотивации к обучению, улучшения сотрудничества ребенка и педагога, для самостоятельного овладения детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Оригинальность и новизна пособия состоит в самом преподнесении материала в виде перфокарт, при работе с которыми детям предстоит проделать значительное количество мыслительных операция, испытать определенные тактильные ощущения, что немаловажно для развития мелкой моторики пальцев рук и согласованности движений рук с мыслительными действиями. А также данное пособие позволяет сочетать несколько образовательных областей таких, как познание, коммуникация, здоровье и социализация.
Использование перфокарт на занятиях позволяет:
- активизировать мыслительную деятельность детей, память, внимание;
- закрепить названия предметов, явлений, событий окружающей действитель-ности; расширять словарь детей;
- развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей;
- повышать познавательный интерес детей;
- развивать мелку моторику рук.
Дидактические пособия на основе принципа перфокарт могут использоваться педагогами в рамках НОД на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в рамках образовательной деятельности в режимных моментах, а так же дошкольниками в самостоятельной деятельности в детском саду.
Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от творчества педагога. Дети работают с перфокартами с удовольствием. Они воспринимают работу с ними как игру.
Подобные перфокарты можно изготовить по всем лексическим темам. Так же усложнить задание, увеличив количество картинок.
Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием. На листе плотной бумаги, разной формы, приклеиваем объекты, соответствующие определённой теме. Объекты располагаются по краям листа, сверху, снизу, на полоске. В карточках делаются прорези в виде квадратов или полосок. Я ламинирую карточки, чтобы они служили дольше. Под перфокарту подкладывается чистый лист. Выполняя задание, ребёнок в прорези рисует значок, проводит линии, пишет буквы или цифры.
Преимущество перфокарт в том что :
Многократное использование (надо поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок)
Способствуют активизации деятельности дошкольников
Можно использовать как в индивидуальной работе так и групповой.
Дети могут сами принимать участие в создании перфокарт.
Перфокарты могут быть использованы :
- для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.
- в рамках образовательной деятельности в режимных моментах,
Хочу представить Вашему внимаю несколько видов перфокарт.
Перфокарта «Времена года».
Задача: развивать у детей интерес к наиболее ярко выраженным
сезонным явлениям.
Задание: соедини фломастером картинки, которые подходят к определенному времени года
Перфокарта «Перелетные и зимующие птицы»
Задача: Закрепить знания о перелетных и зимующих птицах
Задание: от картинки с птицей провести стрелочку синим цветом к картинке зимующие птицы, красным – где изображены перелетные птицы (улетающие на юг) .
Перфокарты «Дикие и домашние животные»
Рассмотри карточку как одним словом можно это назвать?
Отметь, например: "Отметьте значком (галочка, крестик, кружочек) зеленым цветом диких животных, красным – домашних животных.
Отметь желтым цветом травоядных животных, коричневым животных – хищников.
Какое животное человек приручил первым?
Какое животное даёт молоко?
Кто лежит в грязной луже?
Перфокарты "Животные Севера и жарких стран "
-закрепление знаний о животных жарких стран, животных Севера. Какие знания нужно закрепить, такое задание и даётся.
Отметь синим цветом животных севера.
Отметь зеленым цветом животных юга.
Назови травоядных животных.
Назови животных хищников.
Какое животное долгое время может прожить без воды?
Перфокарта «Овощи и фрукты»
Рассмотри и назови овощи и фрукты.
Отметь зеленым цветом овощи, желтым – фрукты.
Какие бывают овощи и фрукты?
(вкусные, сладкие, кислые, спелые и т. д.).
Что можно из них приготовить?
Что здесь лишнее?
Перфокарты «Деревья»
Рассмотри картинки.
Отметь зеленым цветом лиственные деревья.
Отметь красным цветом хвойные деревья.
Какое дерево лишнее? Почему? Назовите деревья, дающие плоды.
Какие деревья называют вечнозелёными?
Какое дерево поит нас соком?
Отметь галочкой дерево с желудями?
Считаю использование данного подхода в работе с детьми очень успешным, благодаря повышению уровня познавательной активности.
Использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт в работе с дошкольниками позволяет закрепить и отработать полученные знания, способствует развитию творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. У педагога появляется возможность выявить: индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность "перфокарт" для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними.
Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребенка.