Наталья Акимова
Проект «Ребёнок и окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практико-ориентированный.
Вид проекта : познавательно-исследовательский. Сроки проведения: сентябрь 2016г. – май 2017г. Место проведения проекта : МБДОУ «Детский сад №12», Лен. обл., г. Сосновый Бор. Организатор проекта : воспитатель Акимова Н. А. Возраст участников проекта : дети раннего возраста. Работа по проекту проводится : при непосредственно-организованной деятельности, на прогулках, в играх, при чтении художественной литературы, рассматривании картинок, в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Публикация «Проект „Ребёнок и окружающий мир“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Актуальность:
Одним из направлений развития ребёнка согласно ФГОС – это познавательное развитие, которое имеет большое значение в процессе становления личности ребёнка. А актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Уже с раннего возраста экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.
Экспериментирование помогает ребёнку включиться в осмысленную деятельность, обнаружить новые свойства предметов. Знания, добытые через манипуляции с предметами, являются для детей раннего возраста прочными.
Таким образом, экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребёнка и основ культурного познания окружающего мира. Развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также готовность искать и находить нестандартные пути решения проблем.
Цель проекта : Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру посредством деятельности по экспериментированию.
Задачи: 1. Углубить знания детей о живой и неживой природе. 2. Привлекать детей к исследованиям и обобщению по результатам опытов. 3. Развивать внимание, мышление, любознательность, наблюдательность. 4. Способствовать развитию речи детей. 5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. 6. Обогатить в группе предметно-пространственную среду для организации работы детей по экспериментированию. 7. Повышать компетентность родителей в вопросах по формированию у детей познавательной активности через экспериментирование.
Ресурсное обеспечение проекта : - наглядный материал: иллюстрации, плакаты; - технические средства: музыкальный центр, компьютер; - литература для детей: книги, журналы; - оборудование и материалы в детском центре по экспериментированию.
Содержание уголка экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий: 1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, шишки и т. д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Приборы – помощники (увеличительные стекла);
6. Прочие материалы (различные крупы, сито).
7. Детские фартуки;
8. Полотенца,салфетки.
Ожидаемый результат - повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности; - проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;; - умение слушать, склонность к наблюдению и экспериментированию; - умение пользоваться оборудованием и технологиями по опытно-экспериментальной деятельности.
Новизна проекта заключается :
- в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- в создании специально организованной предметно-развивающей среды;
- в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания. Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:
Работа над проектом 1. Подготовительный этап: - подготовка необходимого оборудования и материала вместе с родителями и детьми для уголка по экспериментированию; - изучение литературы и интернет – ресурсов; - создание картотеки по играм-экспериментам;
2. Основной этап:
Перспективный план занятий на год по следующим разделам: 1. «Вода». 2. «Воздух».
3. «Камень». 4. «Песок».
5. «Бумага». 6. «Солнечный свет». 7. «Живая природа»
Календарно-тематическое планирование
сентябрь
1.«Водичка, водичка, умой моё личико!»
2.»Что плавает, а что – тонет?»
октябрь
1.«Мы играем с песком»
2. «Мыльные пузыри»
ноябрь
1.«Следы на песке»
2. «Пенный домик»
декабрь
1.«Угощение для кукол»
2.«Что в коробке?»
январь
1. «Белый снег пушистый»
2. «Сказка о камушках»
февраль
1. «Заморозим!»
2. «Ах, сосулька - просто чудо!»
март
1.«Весна на окне»
2.«Радуга – дуга»
апрель
1. «Солнечный зайчик»
2. «Бумажные листочки»
май
1. «Свойства бумаги»
2. «Ветер по морю гуляет»
Взаимодействие с семьё й: 1. Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!». 2. Размещение информации в родительском уголке: «Познавательные игры на кухне». 3. Участие родителей в организации уголка по экспериментированию в группе.
3. Результат проекта : Итоговое мероприятие: Родительское собрание «Маленькие исследователи». Итоговый продукт проекта : Оформление фотогазеты «Мы познаём мир».
Реализация поставленных задач данного проекта по экспериментированию осуществлялась в непосредственно-образовательной деятельности, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулках, самостоятельной деятельности детей.
Перспективным планированием предусматривалось изучение следующих разделов:
«Вода», «Воздух», «Камень», «Песок», «Бумага», «Живая природа», «Солнечный свет».
Наблюдения за детьми в их свободной деятельности и беседы с родителями показывают, что проведение экспериментов способствует успешному ознакомлению детей с окружающим миром, а также есть наиболее эффективный способ развития мышления, внимания, памяти, наблюдательности. У детей активизируется словарный запас, развивается речь, лексический словарь детей обогатился новыми словами: белый-пушистый (снег, прозрачная (вода, сухой-мокрый (песок, плавают-тонут (предметы, тяжёлый-лёгкий (камень) и т. д.
Участие родителей в данном проекте и их помощь в организации в группе уголка по экспериментированию предоставило им возможность быть в курсе событий, происходящих с ребёнком : что его интересует, что он нового узнал.
Для родителей в группе были проведены консультации, а в информационном уголке были размещены статьи и рекомендации, также проводились беседы с родителями об успехах детей.
В конце года была оформлена фотогазета «Мы познаём мир». На итоговом родительском собрании были подведены результаты работы по экспериментированию, на котором было отмечено, что данный проект способствовал созданию условий по динамике творческого роста и формированию стремления детей познать окружающий мир.
Список используемой литературы:
1Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Я познаю мир»; Санкт-Петербург, «Паритет»,2014г. 2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»; М., «Сфера», 2013г. 3. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»; М., «Просвещение», 2003г. 4. Коробова М. Б. «Малыши в мире природы»; М. «Просвещение», 2005г. 5. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2013г.