Лилия Бударина
Исследовательско-творческий проект «Приключение Детки Монетки — что такое деньги зачем они нужны»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско-творческий проект
Актуальность
В современном мире очень сложно жить без экономических знаний. Основам экономики не обучают в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что знания о финансах и умение грамотном их распределять с учетом возможностей, потребностей и желаниях открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Приключение Детки Монетки — что такое деньги зачем они нужны“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Проекты творческие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Обучение экономической культуре дошкольников не сводится к тому, чтобы научить детей в дальнейшем зарабатывать деньги. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Именно в старшем дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.
Проблема
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель: формирование начального представления о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, ка трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Сформировать первоначальные представления об основах финансово грамотности; объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся непосредственном окружении
(Труд, товар, деньги, цена, стоимость).
Создавать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества.
Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
Тип проекта : иследовательско - творческий.
Срок реализации: среднесрочный (ноябрь, декабрь).
Участники проекта : педагог, воспитанники и родители подготовительной группы № 1
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
Прохождение курса и изучение финансовой грамотности и её роли в жизни человека, основные постулаты.
Виды деятельности
1) Чтение книг для детей:
Сказка «Цветик - семицветик»;
«Буратино или Золотой ключик»;
Чуковский К. «Муха - Цокотуха»;
Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Р. Н. С. «Лисичка со скалочкой», «Вершки и корешки», «Три поросёнка».
- Чтение современных книг для детей:
Варьекова Ю. «Денежные сказки. Уроки финансово грамотности от 5 до 99 лет»;
Татьяна Попова «Волшебный банкомат» (Детям об экономике);
Эдуард Матвеев «Дима и Совёнок» (Полезная сказка о финансах).
Современные ресурсы:Барсукова Л. С., Беляева И. А., Гусева М. А., Серия игр «Рубль и копеечка: поиграем в экономику». 2) Просмотр Мультфильмов:
«Дядя Фёдор, Пёс и Кот»;
«Золотая Антилопа»;
«Приключение блудного попугая»;
«Мешок яблок»;
«Как мужик корову продавал».
3) Дидактические игры
«Степень защиты денег».
4) Материально техническая база:
Телевизор, ноутбук
Набор монет и купюр
Набор для игры в магазин (касса, деньги, товар, ценники)
Копилка
Увеличительное стекло
Формы работы:
НОД;
сюжетно - ролевые игры;
тематические беседы;
Экскурсии в банки, магазины, музеи;
чтение книг.
2 этап – Основной
Тематический план
Ноябрь - декабрь
1. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег».
2. Беседа «Что такое труд?» ( Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда).
Д/игра «Кто как работает».
3. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» ( раскрыть понятия: труд и лень). Беседа «Что такое Потребность», «Профессии моих родителей»Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
4. НОД «Деньги нужны для обмена труда».
Чтение сказки Катаева «Цветик - семицветик».
С/Р игра «Магазин «детский мир»
5. Путешествие в Страну профессий. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему). Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
Игра «Кто кем работает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет).
6. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности (первичное понимание термина «товар» «полезность товара»).
Игровая ситуация «Где можно взять товар?»
С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины).
7. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций).
Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет».
Д/и «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения).
8. Игровое занятие «Деньги всякие нужны».
Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха».
9. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.).
10. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара», «Функции рекламы».
Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».
Игровая ситуация «Рекламная компания».
11. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».
Рассказ воспитателя о цене товара.
Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей).
Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара).
3 этап - Видеоролик «Приключение Детки Монетки : что такое деньги и зачем они нужны?»
Ожидаемые результаты
По завершению проекта дети должны понять, что
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Сначала зарабатываем - потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Деньги любят счет (дети домны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги которые они могут потратить в магазине).
Финансы надо планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном перед).
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности - жизнь, отношения - радость близких людей - за деньги не купишь).
Финансы - это интересно и увлекательно.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом, мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.