Ишмухаметова Мария
Исследовательско-творческий проект «Профессии. Предприятие»
Пласт-Рифей «Чудеса волшебной глины»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами зада-чу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Профессии, Предприятие“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных пред-ставлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации та-ятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родите-лей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта дея-тельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Ранняя профориентация призвана :
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, ме-тодов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, встречу с сотрудниками предприятия ООО «Пласт-Рифей» которые направлены на приобщение к совместной с до-школьной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных уч-реждениях. Поэтому данный вопрос и его решение - это важная часть воспитания детей в до-школьном возрасте. В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе эксперимен-тирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных уч-реждениях. Поэтому данный вопрос и его решение - это важная часть воспитания детей в до-школьном возрасте.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное озна-комление дошкольников с явлениями неживой природы.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди ну-ждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта. Ак-туальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Профессии. Пред-приятие «Пласт–Рифей».Чудеса волшебной глины».
Цель проекта : обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации; познакомить де-тей с предприятием ООО «Пласт-Рифей», с природным материалом – глиной (каолином, ее свойствами и применением.
Задачи проекта :
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематери-альных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчаю-щей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
-формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах и качест-вах.
-мотивировать детей к проведению исследовательской работы.
-развивать исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность.
-способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства.
-развивать речь детей.
-воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• Практический: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, лепка из глины, просмотр мультфильмов о профессиях, презентаций: «Удивительная глина», «Дымковские игрушки», «Филимоновская игрушка», выставка рисунков «Все профессии важны,все про-фессии нужны», создание мини – музея производство, профессии ООО «Пласт -Рифей»,виды каолинов.
• Наглядный: показ опытов и экспериментов, презентации, иллюстрации, рассматривание различных видов глины.
• Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художе-ственное слово, словесное привлечение детей через рассуждение, рассказы детей и воспитате-лей, беседы.
• Игровые: гости на занятии, речевые, дидактические, сюжетно ролевые игры.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ :
• Называют профессии, инструменты, оборудование необходимые для людей разных профессий ;
• Называют предприятие добывающее каолин на территории Пластовского муниципаль-ного района.
• Называют и узнают глину и в натуральном виде и на картинках.
• Знают, как сделать глину пригодной для лепки.
• Имеют представление о том, где и как можно добыть глину.
• Имеют представление о том, как использует человек глину.
• Знают, кто такой гончар.
• Знают, какие орудия труда нужны гончару.
• Знают, для чего нужна вода во время лепки из глины.
• Знают, как сделать изделия из глины прочными.
• Знают сказки о глине, об изделиях из глины.
• Умеют называть пословицы или поговорки о глине.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
• Консультация «Создание условий для экспериментирования детей дома», «Глинотера-пия», «Школа лепки», «О профессиях в стихах».
• Привлечение родителей к созданию мини – музея в группе «Изделия из глины».
• Оформление альбома о профессиях родителей.
• Оформление папки-передвижки «Расскажите детям о глине».
• Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность. Пополнить раз-вивающую среду: дидактическими и творческими играми, иллюстрациями, раскраска-ми по теме: Профессии, изделия из глины, деятельность предприятия «Пласт –Рифей».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Первый этап. Организационно - педагогический
• Определение цели, задач проекта.
• Подбор пособий, материала, атрибутов по теме проекта.
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
• Разработка тематического планирования материала.
• Второй этап. Практический
• Проведение запланированных мероприятий.
• Третий этап. Заключительный
• Подведение итогов.
• Оформление материала проекта.
• Выставка детских работ на тему: «Что можно сделать из глины» в раздевалке группы.
РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«Профессии. Предприятие «Пласт-Рифей».Чудеса волшебной глины»
Группа День недели Время проведения
НОД
(продолжительность) Количество
в месяц
Подготовительная логопедическая
1 раза в неделю
15.30-16.00
(30 мин.)
4
ПЛАН РАБОТЫ
Дата
Деятельность педагога Ответственные
1-2 неделя
Ноября • Дети совместно с родителями собирают материал о глине.
• Сбор образцов глины (красной, голубой, белой, фотографий и иллюстраций о глине.
• Консультация для родителей «Создание условий для экспериментирования детей дома».
Воспитатели
3 неделя
Ноября • Рассматривание глины различной по цвету.
• Заучивание пословицы о глине.
• Чтение стихотворения В. Степшина «О глине».
Воспитатели
4 неделя
Ноября НОД: «Знакомство с глиной- каолином, что нам подарила природа».
• Рассматривание иллюстраций на тему: «Использова-ние глины людьми».
• Экспериментирование:
Опыт «Из какой глины можно лепить?».
• Д/и «Народные промыслы»
Воспитатели
1 неделя
Декабря • Знакомство с новой профессией : гончар.
• Просмотр видеоматериала: «Изготовление дымков-ской игрушки».
• ОД: Декоративная пластика «Тарелочка».
• Чтение сказки: «Горшочек каши» Братья Гримм.
Воспитатели
2 неделя
декабря • Экспериментирование:
Опыт «Почему песок впитывает воду быстрее глины?».
Опыт «Песок - рыхлый, глина - вязкая».
• Рассматривание иллюстраций на тему: «Использова-ние песка и глины человеком».
• Консультация для родителей «Школа лепки».
Воспитатели
3 -4 неделя
декабря
• Рассказ воспитателя: «Изделия из глины»
(игрушки и посуда).
• Рассматривание иллюстраций: «Изделия из керами-ки».
• ОД Путешествие в мини – музей глиняной посуды.
• Д/и «Назови свойство глины»
• Чтение сказки: «Глиняная сказка» Кивин Феликс.
Воспитатели
• Организация выставки детских работ из глины
Воспитатели
• Оформление проекта «Чудеса волшебной глины».
Воспитатели
ВЫВОД
В ходе реализации проекта «Чудеса волшебной глины», у дошкольников расширились и систематизировались знания о глине. Дети выяснили, какими свойствами обладает глина, ка-ких цветов она бывает, как, и для каких целей использует глину человек: строили дома, изго-тавливают посуду, применяют в медицине, познакомились с профессией гончар. Узнали, как нужно выбирать и готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с глиной.
У дошкольников имеются представления о свойствах глины (способность соединяться с водой, набухать в воде, способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, способность не пропускать влагу после насыщения влагой). Дети в ходе совместной со взрослыми познавательно-исследовательской деятельности последовательно обследует объект (глину, делают выводы. Ребята овладели способами лепки из глины, закрепили знания и приёмы лепки, имеют представления о народных глиняных игрушках: дымковской, филимоновской. Родители приняли участие в реализации проекта, способствовали развитию познавательного интереса к глине в домашних условиях.
Ребята и родители при работе над проектом «Чудеса волшебной глины», получили положительные эмоции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
• Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №30», /принята и утверждена на педагогическом совете №1 от 28.08.2015 г. /;
• Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 2008, - №10,
• Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного ис-кусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
• Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвеще-ние,2006.
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. : Сфера, 2002.
• Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культу-ры. – СПб. : Акцидент, 1997.
• Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008
• Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.