Татьяна Коржевская
Педагогический опыт по теме «Воспитание маленького гражданина — будущего патриота страны»
Введение
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Педагогический опыт по теме „Воспитание маленького гражданина — будущего патриота страны“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт К. Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; со двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные перемены в развитии системы образования. Это повлекло изменение в содержании образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.
Мы живем в небольшом, но прекрасном городе - Норильск. И должны помочь детям узнать, чем красив наш город. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.
1.1. Актуальность
В последнее время заметна утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Очевидна проблема воспитания патриотизма, которая приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной важности.
В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К. Д. Ушинский, Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.
Любовь малыша к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким – маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом. Весьма значимо знакомить детей с историческими событиями, географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края. Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста.
Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Педагогическая целесообразность заключается в построении эффективной системы, обеспечивающей формирование основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей, основанной на социокультурном системном подходе И. А. Кузьмина «Социокультурные истоки».
1.2. Цель - формирование духовно-нравственной основы личности, через приобщение к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям. Для достижения поставленной цели, разработан целый комплекс задач:
Образовательные:
- создание условий для формирования, воспитания нравственно-патриотических чувств детей в условиях детского сада;
- формирование привязанности к дому, детскому саду, близким; чувства любви к родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям; представлений о России как о родной стране, Москве - столице страны;
Развивающие:
- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
Воспитательные :
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному наследию России средствами эстетического воспитания;
- воспитывать ответственность, гордость за достижения нашей страны.
1.3. Проектируемые результаты
- Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
- Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края. · Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.
- Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.
- Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).
- Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
- проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
- сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
- активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т. д.
В рамках реализации данного направления ведется воспитательная работа и проведение мероприятий патриотической направленности.
1.4 Направления и формы работы
Основные направления работы:
1. Здоровьесберегающее
2. Духовно-нравственное
3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент)
4. Гражданско-патриотическое
5. Экологическое воспитание
Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом.
Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере зависит от того, какой материал подбирает и использует педагог. В воспитании патриотических чувств у дошкольников играет огромную роль отбор и создание новаторских подходов.
В работе использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Считаю наиболее эффективным методом - проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей, обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников.
Проектный метод обучения, один из способов достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка; позволяет объединить интересы всех участников проекта:
· педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в соответствии с профессиональным уровнем;
· родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей;
· дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
В течение года совместно с детьми и родителями реализованы несколько проектов:
«Мой родной город», «Россия - гордость», «Столица страны – Москва», «Священный праздник – День Победы», «Русский народный костюм», «Красная книга Красноярского края».
Воспитание любви к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.
В работе необходимо придерживаться принципов: целостности в единстве обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности с другой; учета возрастных, индивидуальных особенностей, атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; личностно-ориентированного подхода – знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Использование государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения обучающихся к российским духовно-нравственным ценностям, культуре, исторической памяти.
Поэтому содержание работы по реализации поставленных задач строится по тематическим блокам.
Для работы по каждому блоку составлен тематический план для детей старшего дошкольного возраста. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями и национальным календарем.
В своей работе использую различные формы работы с детьми:
- образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственная). Педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, а также использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.
- игровая деятельность. Игры также способствуют решению задач патриотического воспитания. Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, красно каменный, могучая, свободная); «Составь флаг, герб», «Подбери технику по родам войск».
- экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, вахта памяти, встреча с участниками боевых действий.
- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
- одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.
- конструирование: Постройки из крупных деталей конструктора «Строитель» : гараж для военной техники, военный корабль.
- изобразительная деятельность (продуктивная) : рисование, лепка, аппликация.
- двигательная и музыкальная деятельность: подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Боевая тревога». Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
Взаимодействие с родителями.
Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.
Формы взаимодействия с родителями:
- природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
- совместная деятельность детей и родителей;
- конкурсы;
- информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.
- опросные методы (анкеты, тесты).
- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).
Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Взаимодействие с педагогами по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в социальной активности: участие в различных конкурсах и социальных проектах (акции – Своих не бросаем, письмо солдату).
Используемые формы работы в рамках сотрудничества с педагогами для достижения поставленных задач:
- консультации и выставки «История, традиции и культура народов Севера»; «Богатства своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России, моего края и ее исторические корни»;
- анкетирование,
- мастер-класс, открытые занятия.
1.5 Мониторинг нравственно - патриотического воспитания дошкольников
Свою работу начала с мониторинга изучения уровня развития нравственно-патриотического воспитания, руководствуясь методикой обследования авторов М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Входная диагностика проводилась в начале года.
Для чистоты эксперимента в мониторинге приняли участие две группы детей 5-6 лет.
С целью определения результатов были применены следующие методы диагностического инструментария:
- игровые тестовые задания;
- беседы
- анкетирование
- наблюдение
- эксперимент
- анализ продуктов деятельности, детского творчества
1.6 Результаты уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Результаты мониторинга свидетельствуют об увеличении к концу 2022-2023 уч. года уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников с 15 % до 41% в целом на 26%.
Опираясь на результаты, можно сделать следующие выводы:
- сравнительный анализ входного и контрольного срезов в экспериментальной группе (где реализовывались педагогические условия (программа, позволил определить динамику, дети в большинстве своем достигли желаемого уровня развития нравственно-патриотического воспитания по сравнению со сверстниками контрольной параллельной группы;
- система мероприятий является эффективной, так как способствует успешному формированию основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей.
Заключение
Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым.
В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.