Ольга Осташова
Исследовательско-игровой проект «Что растет на грядке?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип, вид проекта: исследовательско-игровой, долгосрочный.
Продолжительность проекта: с сентября по март.
Аннотация. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников о культурных огородных растениях родного края, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны. Также активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к культуре русского народа через элементы национальной культуры: народных сказок, потешек, закличек, игровых песенок, знакомство с русским фольклорным праздником «Капустник», с русскими народными играми.
Публикация «Исследовательско-игровой проект „Что растет на грядке?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Участники проекта: дети младшего возраста, родители воспитанников, педагоги группы.
Цель: расширить и обобщить знания детей о культурных огородных растениях родного края, через элементы национальной культуры.
Задачи:
• активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к истории и культуре русского народа;
• развивать речь детей, коммуникативные качества, повысить речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;
• побуждать детей к проявлению творчества;
• закреплять представление об различных овощах, их внешнем виде, месте произрастания, вкусовых качествах, обобщить понятие «овощи»;
• закреплять знания о пользе овощей (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания);
• развивать желание экспериментировать;
• прививать трудолюбие.
Проблемы проекта:
• Зачем нужен огород?
• Откуда берутся овощи на огороде?
• Зачем нужны овощи?
Краткое содержание по образовательным областям
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»: игровой сюжет «Идём в овощной магазин»; игровой сюжет «Готовим обед».
Подготовка и драматизация сказки «Репка».
Показ театра картинок «Спор овощей».
Игра-лото «Овощи».
Познание
Рассказ воспитателя: «Какие труды, такие и плоды».
Вечер загадок «Чудесный сундучок».
Рассматривание: репродукций, иллюстраций, муляжей натуральных овощей.
Исследовательская деятельность:
рассматривание и сравнение овощей (по форме, размеру, длине, вкусу, «Строение овощей».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для роста, развития овощей», «В каждом растении есть семена».
• Вода и растения (выявить, насколько вода необходима для роста растений)
• Солнце и растение (определить роль солнца в жизни растений)
• Человек и растение (выявить насколько растения нуждаются в уходе человека)
• «Где прячутся детки?»
Ситуации общения (проблемные вопросы: «Зачем нужны овощи?», «Зачем нужен огород?», «Почему погиб огурчик?»)
Дидактические игры: «Отгадай, что за овощ – на вкус?», «Один - много», «Маленький - большой», «Где растет?», «Что лишнее?», «Вершки и корешки», «От семечки к ростку», «Огород».
Коммуникация
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Составление рассказов вместе с воспитателем на тему «Овощи».
«Огородные сказки» придумывание сказок об овощах с помощью взрослого.
Дидактические игра «Узнай, о чем я говорю», «Продолжи», «Заготовки на зиму», «Чудесный мешочек», «Скажи наоборот», «Загадки в конвертах».
Заучивания закличек, игровых песенок, потешек: «Дождик, дождик, пуще», «Солнышко покажись…», «Баба сеяла горох».
Пальчиковые игры: «Квасим капусту».
Художественное творчество
Раскраски «Овощи».
Коллективная аппликация «Овощи».
Лепка «Репка на грядке».
Лепка «Гусеница».
Рисование с элементами аппликации «Мышка и репка».
Нетрадиционные техники рисования: «Репка».
Нетрадиционные техники рисования (оттиск печатками из картофеля, морковки) «Яблочки на тарелочке».
Лепка овощей из солёного теста «Овощной магазин».
Здоровье
Физическая культура
Свободное общение: «О витаминах и пользе их для детского организма».
Народные хороводные игры: «По ровненькой дорожке».
Народные игры: «Баба сеяла горох», «Еду-еду к бабе, к деду», «Ваня - простота», «Шла коза».
Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Огуречик, огуречик…».
Игры с мячом «Что растет на грядке?»
Труд
Знакомство с профессией – овощевод.
Безопасность
Беседа с детьми: «Почему нельзя употреблять немытые овощи, фрукты?»
Чтение художественной литературы
Чтение русских народных сказок «Репка», «Мужик и медведь».
Чтение потешек «Сей, сей горох», «Уродися, репка…», «Репка - репонька», «Морковка», «Чеснок-чесночок», «Лучок».
Музыка
Слушание песенок об овощах.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
• закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях;
• экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод, с условиями необходимыми для роста овощей;
• расширение кругозора детей;
• знакомство с традиционным обрядовым праздник «Капустник», с русскими народными играми;
• улучшение работы по взаимодействию с родителями;
• объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуры.
Стратегия реализации проекта
Проект предполагает этапы работы:
Подготовительный – срок: сентябрь
Разработки проекта.
1. Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
2. Подбор музыкального и литературного материала, народного фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
3. Подбор материала для продуктивной деятельности.
4. Составление тематического планирования мероприятий.
Цель: разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала.
Основной – срок: октябрь-февраль.
Цель: систематизировать знания детей об овощах, о пользе овощей (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания); экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод, с условиями необходимыми для роста овощей; познакомить детей с русским народным фольклором по данной теме. Организовать родителей и детей для совместной деятельности в участие в фольклорном празднике «Капустные посиделки»; в совместном творчестве родителей и детей поделки из капусты «Чудо-капуста».
Заключительный – срок: март.
Цель: определение результата практической деятельности детей и родителей; подготовка презентации.
Продукты проекта
1. В группе на подоконнике был разбит «Огород».
2. Создана дидактическая игры «Огород».
3. Создание пособия для развития дыхания «Лучок».
4. Создана папка передвижка для родителей о пользе овощей.
5. Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
6. Выпуск газеты «Огородные вести из группы».
7. Совместное творчество родителей и детей, выставка поделок из капусты «Чудо-капуста».
8. Фольклорный праздник «Капустные посиделки».
Результат работы
В результате планомерной, систематической работы, дети научились:
• различать и называть овощи,
• классифицировать их,
• находить их по признакам (цвету, размеру, вкусу, форме,
• составляют небольшие рассказы,
• обогатился словарь по лексической теме «Овощи»,
• сформировались у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе
• познакомились с условиями, необходимыми для роста, развития овощей,
• познакомились с устным народным творчеством (загадками, потешками и т. д. ,
• познакомились с русским фольклорным праздником «Капустник», с русскими народными играми.
Дальнейшее развитие проекта
Продолжать работу в данном направлении.