Марина Щеткина
Исследовательский творческий проект «Воздух-невидимка»
▼ Скачать
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 Калининского района
Исследовательский -творческий проект
Участники:
дети подготовительной группы
Руководители проекта :
Щеткина М. В.
г. Санкт-Петербург
1. Модельно-информационная карта проекта «Воздух - невидимка»
Авторы: Щеткина М. В.
Публикация «Исследовательский творческий проект „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид, тип: проекта : коллективный, исследовательски-творческий.
Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
Содержание проекта :
Сроки проведения: 1 неделя
Участники: Дети, родители, воспитатели
Возраст детей: 6 -7лет
Продукт проекта : публичная защита проекта
Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах : прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.
2. Реализация проекта
1 ЭТАП - Планирование
• Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
• Узнать про воздух, как можно больше.
• Провести опыты с воздухом.
• Подбор оборудования и материалов (воздушные шары, надувные мячи, ёмкости с водой и соломинки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, кораблики с парусами, веера, бумажные вертушки; иллюстрации, картины с изображением ветреной и безветренной погоды);
2 ЭТАП - Реализация
• Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»
• Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.
• Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
• Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».
• Организация и проведение опытов в домашних условиях.
• Изготовление ветерков.
• Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку.
• Рисование «Воздушные шары»
• Создание картотеки занимательных опытов про воздух.
3 ЭТАП - Публичная защита проекта
• Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.
• Оформление проектной папки.
• Презентация результатов исследовательской деятельности.
3. Перспективный план по реализации проекта
Перспективный план по реализации
работы с детьми и родителями.
Основная образовательная задача
Формы организации
Работа с родителями
Специально организованные занятия
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Свободная самостоятельная деятельность детей
1
2
3
4
5
Познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны.
Тема: «Этот удивительный воздух».
Цель: расширить представление о воздухе, о способах его обнаружения; учить устанавливать причинно-следственные связи.
Опыты, используемые на занятие.
1. Поиск воздуха – обнаружить воздух.
• Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
Предложить детям оказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
2. Что в пакете? – выявить свойства воздуха : невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
• Два целлофановых пакета (один с водой другой воздухом).
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.
3. Игра «Мыльные пузыри» – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
• Мыльный раствор, соломинка.
Проводится конкурс «Самый большой пузырь». Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь?
Чтение С. Маршака «Мыльные пузыри».
Рисование с помощью мыльных пузырьков.
Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение.
Игры с различными игрушками, связанными с воздухом : музыкальные инструменты, вертушки, веера.
Игры с различными конструкторам. Тема: «Самолёт»
Цель: развивать творчество детей; в процессе анализа закрепить тип самолёта (грузовой, пассажирский, военный, спортивный).
Сочинение сказок родителями совместно с детьми про воздух-невидимку
Тема: «Ветер, ветер, ты могуч…» (Смешарики).
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.
Опыты, используемые на занятие.
1. Воздух имеет запах? – выявить свойства воздуха : воздух может присваивать запахи разных веществ.
• Несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона и т. д.)
Разложить приготовленные вещества по банкам и накрыть банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещённые туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.
2. «Живая змейка» - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается – опускается вниз.
• Нагревательный прибор, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку».
Наблюдение за ветром.
Цель: учить определять направление ветра, определять силу ветра.
Чтение И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы».
Беседа на тему: «Носы нужны не только для красы».
Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.
Дидактическая игра: «Какой ветер».
Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.
Конструирование «Воздушный змей».
Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях.
Подвижная игра: «Солнышко и тучка».
Цель: закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу.
Рисование способом выдувания.
Игры с мячами.
Оформление выставки для родителей «Кляксография»
Тема: «Воздух, ветер, человек».
Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух, (ветер).
Опыты, используемые на занятие.
1. «Ветряная мельница»– учить детей производить анализ, устанавливать причинно-следственные связи.
• Вертушки.
Сравнить ветряную мельницу с вертушкой. Чем они похожи?
2. «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.
• Парусные бумажные кораблики.
Опустить парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут.
Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
Наблюдение за ветром.
Цель: закрепить знание о появлении ветра.
Чтение С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».
Беседа на тему: «Летающие семена».
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
Дидактическая игра: «Угадай, от какого дерева эти семена».
Цель: познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.
Рисование «Ветреная погода».
Цель: учить детей рисовать ветреную погоду; самостоятельно подбирать цвета, использовать палитру.
Подвижная игра «Одуванчики».
Цель: закрепить знание детей о летающих семенах; учить действовать по сигналу.
.
Дидактическая игра:
«Что лишнее?».
Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.
Лепка «Летающие животные».
Используя летучие семена (клёна, ясеня) и пластилин, слепить любого насекомого, животного, опираясь на свой личный опыт.
Цель: развивать изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления.
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?»
Цель: учить выстраивать логические цепочки.
Тема: «Вот труба – над нею дым».
Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Опыты, использованные на занятие.
1. «Пламя загрязняет воздух?» - выяснить может ли пламя загрязнять воздух.
• Свеча, фарфоровое блюдце.
Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.
Исследования воздуха в разных местах : в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т. д.
Цель: учить детей самостоятельно делать выводы о том, на каком участке воздух был более загрязнённым.
Рассказ по картинке: «Почему дерево, растущее у дороги, «грустное»?
Цель: учить детей составлять рассказ по картинке.
Беседа на тему: «Зелёные пылесосы»
Цель: обобщить представление об уходе комнатных растений; объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.
Чтение рассказа «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А. Дитрих, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой «Почемучка».
Конструирование «Винни-Пух и пчёлы».
Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях.
Игры со строительным материалом. Тема: «Воздушный транспорт».
Цель: поддержать стремление детей проявлять изобретательность.
Подвижная игра «Обгони ветер».
Цель: развивать быстроту бега.
Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.
Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки (кисточки) и опрыскивать из пульверизатора.
Привлечь родителей в совместное творчество с детьми. Принять участие в создание «Выставка вееров».
4. Планируемые результаты работы над проектом
Обогатить представления детей о некоторых свойствах воздуха;
Обобщить все накопленные знания, полученные в ходе работы над проектом
Практическая значимость проекта
Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.
Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, будет способствовать усвоению новой информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;