Кристина Киселева
Проект по трудовому воспитанию «Делу время потехе час»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по трудовому воспитанию "Делу время потехе час"
Средняя группа
Тип: познавательно-практический
Вид: среднесрочный
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители группы.
Актуальность.
Публикация «Проект по трудовому воспитанию „Делу время потехе час“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Часы, время. Проекты
- Темочки
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Проект будет осуществляться в различных видах деятельности, которые будут интересны воспитателям и воспитанникам во всех возрастных группах с привлечением родителей. Содержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия который, позволит ребёнку быть субъектом своей деятельности.
Самостоятельно дошкольник ещё не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог владеющий новыми педагогическими технологиями. Я в своей работе использую методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активность дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решение проблемы в тех или иных условиях.
Однако такой подход носит эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решать эту проблему сможет интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей, формирование осознанного отношения к труду взрослых. В частности метод проектов который актуален, очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать синтезировать и применять полученные знания на практике. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребёнка в труде.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Именно поэтому проблема актуальна, особо значима, и решать её надо.
Новизна проекта : Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте.
Проблема:
• Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному труду.
• Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам.
• Ребенок, в принципе овладевший необходимым навыком, не исполняет указаний взрослого.
Средства трудового воспитания дошкольников.
Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества. Помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:
• ознакомление с трудом взрослых;
• обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;
• организация труда детей в доступном им содержании.
Цель: Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие
• Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;
• Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
• Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат)
Развивающие
• Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
• Развивать коммуникативные, творческие способности детей.
Воспитательные
• Воспитывать ценностное отношение к труду взрослых и его результатам
• Воспитывать любознательность, активность, отзывчивость
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
• Воспитывать бережное отношение к природе
.Работа с родителями
• Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста
• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
• Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы с детьми:
Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно- ролевых игр, организация посильного труда.
Ожидаемые результаты:
• Закрепление необходимых умений и навыков в различных видах труда.
• Участие в совместной трудовой деятельности.
• Развитие познавательного интереса и творческой активности.
• Повышение интереса к труду.
• Приобретение знаний о профессиях.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Содержание работы Ответственный
• Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
• Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой;
• Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
• Анкетирование родителей по теме воспитатель
Основной этап
Перспективное планирование по образовательным областям
Первая неделя «Кто работает в детском саду»
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседы «Кто работает в детском саду?», «Кем работает твоя мама?», «Профессии папы», «Кем бы ты хотел стать?»
• Тематическое занятие «Квест-путешествие по детскому саду»
• Дидактические игры «Угадай профессию», «Кому что нужно для работы», «Приготовим суп»
• Просмотр мультфильма «Маша и каша»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Принимаем гостей», «Вкусный обед»
• Экскурсия в прачечную детского сада
• Экскурсия на кухню детского сада
• Совместная деятельность «Вкусный торт»
Речевое развитие • Чтение Д. Родари "Чем пахнут ремесла?", К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «А что у вас?»
• Отгадывание загадок по теме «Кто работает в детском саду»
• Беседа по иллюстрации «Детский сад»
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Фартуки для повара»
• Лепка «Печем баранки»
• Аппликация «Укрась тарелочку»
Физическое развитие • Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
• Подвижные игры «Мы ребята мастера», «Доктор»
Работа с родителями • Консультация «Трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Вторая неделя «Мамины профессии»
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседы «Кто работает в магазине», «Кто нам шьет одежду», «Что делают в парикмахерской?»
• Тематическое занятие «Продуктовый магазин»
• Дидактические игры «Магазин игрушек», «овощи-фрукты», «Швейные принадлежности», «Собери картинку»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Швейный салон»
• Экскурсия в парикмахерскую
• Встреча с мамой парикмахером
• Совместная деятельность девочек «Шьем платочки»
Речевое развитие • Чтение «Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
• Отгадывание загадок по теме «Мамины профессии»
• Составление рассказа по схеме «Профессия моей мамы»
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Полки магазина»
• Лепка «Прическа моего друга»
• Аппликация «Красивая футболка»
Физическое развитие • Подвижные игры «Водяной», «Мыльный пузырь»
• Спортивная эстафета «Мамины помощники»
Работа с родителями • Консультация для родителей воспитанников ««Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием»
Третья неделя «Папины профессии»
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседы «Кто работает на стройке», «Что делает полицейский», «Кто тушит пожар»
• Тематическое занятие «Путешествие на стройку»
• Дидактические игры «Что лишнее», «опасные предметы», «Кто поступил правильно?»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на автобусе», «Спасатели», «Ремонт автомобилей»
• Игры ситуации «Купание куклы», «Умывание куклы», «Купание»
• Экскурсия в пожарную часть
• Совместная деятельность с мальчиками «Строительство дома из ЛЕГО»
Речевое развитие • Чтение «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков, Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?»
• Отгадывание загадок на тему «Папины профессии»
• Составление рассказа по картине «тушение пожара»
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Красивый дом»
• Лепка «Самолет»
• Аппликация «Пожарная машина»
Физическое развитие • Подвижные игры «Самолет», «Охотник», «Цветные автомобили»
• Спортивная эстафета «В гостях у Светофора»
Работа с родителями • Консультация для родителей воспитанников «Закрепление представлений детей о труде взрослых».
Четвертая неделя «Главные помощники»
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседы «Как мы помогаем маме», «Почему цветок завял», «Домашнее животное дома», «как помочь птицам»
• Тематическое занятие «Комнатные растения - наши друзья»
• Дидактические игры «Угадай по описанию», «Собери птицу», «Узнай растение», «Назови правильно»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Семья: домашнее животное», «Мой огород»
• Экскурсия по территории детского сада
• Коллективный труд : «Ремонт книг»
Речевое развитие • Чтение стихотворения Евдошенко «Берегите птиц», О. Григорьева «Синица», экологическая сказка "Как человек приручил растения"
• Составление рассказа «Как помочь маме дома»
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Снегирь»
• Лепка «Фиалка»
• Создание эко кормушки для птиц
Физическое развитие • Подвижные игры «Цветочная поляна», «Цыплята»
Работа с родителями • Оформление бюллетеня для родителей: «Что мы умеем и чему мы учимся»
Заключительный этап
• Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
• Создание презентации
Список используемой литературы:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
• Жуковская, Р. И. Игры и трудовые занятия в детском саду. / Р. И. Жутковская – М. : ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.
• Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
• Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.
• Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика – Синтез. – 2005
• Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
• Николаева С. Н. «Юный эколог» программа. М., 1999 г.
• Периодические издания
• Интернет