Судакова Оксана
Исследовательский проект «Волшебный песок» (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Волшебный песок»
Участники проекта Воспитанники младшей группы детского сада, воспитатель группы.
Сроки реализации Краткосрочный образовательный проект :1 неделя.
Тип проекта исследовательский, игровой, творческий.
Форма организации проекта групповая
Проблема Игры с песком однообразные, недостаточный словарный запас по теме, дети не знают свойств песка. Для повышения интереса к играм с песком мной был разработан проект «Волшебный песок».
Публикация «Исследовательский проект „Волшебный песок“ (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Цель Знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.
Задачи
• познакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится);
• способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
• обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинетическую чувствительность;
• воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом;
• закрепить правила игры в песочнице.
• способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка;
• воспитывать интерес к окружающему миру
Ожидаемые результаты -развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
-стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
-развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики;
-личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
- сформируется умение осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком;
- проявление у детей элементарного контроля за способом действия;
- воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Актуальность. Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Материальное обеспечение: ноутбук, Центр «Воды и песка», лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки – уточка и петушок, два обруча, крышечки от пластиковых бутылок.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети осознанно выполняют действия с сухим и влажным песком, проявляют интерес к результату своей деятельности; испытывают чувство удовлетворения от продукта деятельности.
У детей появился положительный эмоциональный настрой. В играх с песком они стали гораздо спокойнее, дружелюбнее, отзывчивее друг к другу. Дети стали проявлять больше фантазии, воображения и творческого мышления. Сами придумывают сказки, обыгрывают свои постройки. Малыши с удовольствием идут по утрам в детский сад, зная, что их там ждёт песочница с забавными и интересными играми с песком.
Список используемой литературы:
1. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.
3. Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
4. Зубкова Н. м. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет», - Спб. : Речь, 2006г.
5. Лаптева Г. В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только», - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010 г.
6. Нищева Н. В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
7. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: методическое пособие», - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007г.
Продукт проектной деятельности:
- изготовление игрушки «Антистресс» с использованием кинетического песка.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Определение проблемы, цели, задач проекта, изучение методической литературы, пополнение развивающей среды, составление плана проектной деятельности, подготовка атрибутов для игр, опытов и совместной деятельности.
2 этап. Основной.
Циклограмма деятельности по реализации проекта
1 день.
- Рассматривание песка в коробочке.
- Знакомство с правилами игры с песком.
- Эксперимент «Из чего состоит песок?»
2 день.
- Эксперимент «Сухой и мокрый песок»
- Подвижная игра «Песчинки»
- Чтение стихотворения «Строители» Б. Заходер.
3 день.
- Эксперимент «Какие следы остаются на влажном песке?». См. Приложение
- Игра «Необыкновенные
следы»». См. Приложение
- рисование «Солнышко».
4 день.
- Игра «Пустое и полное».
- Эксперимент «Почему раздувается песок?»
5 день.
Игровая ситуация – приход бабушки Арины, которая приносит ведро сухого песка. Что с ним делать?
Беседа с детьми о свойствах сухого песка, закрепление правил безопасности при игре с песком.
Рисование пальчиком на песке: «Помоги зайчику дойти до морковки».
- 3 этап. Заключительный.
- Подведение итогов проекта.
Приложение
Знакомство с правилами игры с песком.
Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы: (воду стараться не выливать); «Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас:
• Береги малыш песчинки –не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.
• Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот.
• «Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. Поэтому после игры с песком или водой – вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.
Завершая игры в песочнице, дети разбирают свои постройки, складывают игрушки по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:
В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок –
Ты всем нам подрасти помог!
«Правила безопасного поведения в песочнице»
Правила нашей игры
Очень лёгки и просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране
— Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
Анастасия Думкина
Эксперименты.
Эксперимент «Из чего состоит песок?»
Цель: дать представление о том, что песок – это множество песчинок.
Ход: На блюдце насыпать немного песка, рассмотреть его. Песчинок много, они мелкие, каждую из них хорошо видно. Насыпать несколько горок разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?
Вывод: песок состоит из множества песчинок.
Эксперимент «Сухой и мокрый песок»
Цель. Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит
из песчинок, пропускает воду; сухой - рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет,
принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику,
тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом.
Поддерживать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической
деятельности.
Оборудование. Тазики с сухим и влажным песком, совочки, палочки.
Ход эксперимента
Вопросы: «Что находится в тазиках? (Песок). Песок в тазиках одинаковый или
разный? (Разный). Чем песок отличается? (В одном тазике он сырой, в другомсухой).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите
его из рук. Остался ли песок на ладошке? (Нет). Почему? (Он сухой,
рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не
получаются куличики? (Песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать
сырой? (Полить сухой песок водой).
Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким
цветом сырой песок? (Тёмный). Сожмите песок в ладошке и снова разожмите
ладошку. Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (Пирожок).
Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке (Песок сырой).
Получаются ли и сырого песка куличики? (Да).
Игровое упражнение «Посади дерево»- дети вставляют палочки в сухой и сырой
песок. Вопросы: «В каком песке палочки стоят? В каком падают? Сырой песок
тяжелый, плотный и в н м стоят палочки».
Вывод. Что сухой песок рассыпается, а сырой слипается, принимает форму- из него можно делать куличики».
Подвижная игра «Песчинки»
Воспитатель: Приглашаю вас на игру. Вокруг себя повернись и в песчинку превратись. Вот как много у нас песка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись кверху. И закружились, полетели.
Воспитатель: Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю.
Дети садятся на корточки.
СТИХОТВОРЕНИЯ
«Песок»
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем!
«Куличи»
Мы не в жаркой печи
Испечем куличи:
Нам нужна не мука
- Только горстка песка.
Сыпь в ведерко песок,
Да прихлопни разок.
Хороши куличи,
Хоть и не из печи.
Так и просит роток:
- Отломи мне кусок.
«Песочница»
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
«Домик из песка»
Возле речки мы гуляли
И песочек набирали.
Мы песочек насыпаем
И внимательно наблюдаем.
А потом его намочим,
Будет интересно очень.
И из мокрого песочка
Строим домик для мышонка.
«Песочный праздник»
Отмечает детвора праздник – день рождения!
Лепим с самого утра песочное печенье,
Торт песочный для затей
Ярко украшаем
И в песочницу детей
В гости приглашаем.
«Дворец»
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец
Ай да папа молодец!
«Мы играем»
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
«Домик для ежика»
Замок строим из песка,
Будет башня высока.
И ворота будут тоже,
Ну а жить там будет. ежик!
Эксперимент «Какие следы остаются на влажном песке»
Цель. Выявить с детьми свойство влажного песка оставлять следы и отпечатки.
Развивать умение делать разнообразные отпечатки рук, различать геометрические фигуры. Содействовать уважительному отношению к работам своих товарищей.
Оборудование. Ёмкости с влажным и сухим песком, разные формочки, объёмные геометрические фигуры.
Ход: Домовой Кузя предлагает детям послушать сказку: «В одной большой
песочнице жили два брата- сухой песок и сырой песок. Сухой песок любил шалить, рассыпаться по всей песочнице. С ним постоянно играл ветер, а дети находили в таком песке через сито камушки и ракушки. А сырой песок тихонько сидел в сторонке и целый день спал. А проснувшись, обнаруживал, что к нему приходило много разных гостей. Хотите узнать, какие гости приходили к сырому песку? Тогда давайте с ним поиграем!»
Игровые действия с влажным и сухим песком: «Возьмите формочки и надавите ими на сухой и влажный песок. Что оста тся на влажном песке? (след от формочки). Почему? (Влажный песок сохраняет форму). Почему не оста тся след на сухом песке? (Он рассыпается).
Игровое задание «Сделай след руки»- дети оставляют отпечатки пальчиков,
кулачков, ладошки.
Игровое задание «Отгадай, чей след» - один реб нок оставляет следы от геометрических фигур, а остальные дети отгадывают их.
Вывод. «На сыром песке остаются следы и отпечатки».
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.
Материалы Ёмкость с песком, сухой песок.
«Идут медвежата" – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженным пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» -ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
Эксперимент «Почему раздувается песок?»
Цель. Исследовать взаимодействие песка с ветром. Развивать речевое дыхание, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Поддерживать интерес к опытнической деятельности.
Оборудование. Ёмкость с сухим и мокрым песком, трубочки для коктейля, лупа.
Ход: Домовой Кузя предлагает детям отгадать загадку.
Задувает, завывает,
Пыль с земли он поднимает.
Семена он раскидает,
А в жару прохладу дарит (Ветер).
Игровое упражнение «Сделай ветер»- дети дуют на свои ладошки.
Вопросы: «Что происходит на улице, когда дует ветер (Качаются деревья,
падают листья, поднимается пыль). Каким бывает ветер? (Сильным и слабым).
Как вы думаете, может ли ветер поднять песок? Давайте это проверим».
Рассматривание сухого и влажного песка через лупу: «Песок состоит из песчинок.
В сухом песке каждая песчинка отдельная, поэтому он л гкий, рассыпчатый. Во влажном песке песчинки прижаты друг к другу, поэтому он тяжелый». Затем воспитатель предлагает взять трубочки и подуть в них на сухой и мокрый
песок. Вопросы: «Что происходит с сухим песком, когда мы на него дуем? (Он
разлетается в стороны). Почему сырой песок разлетается в стороны? (Он л гкий, каждая песчинка отдельная). Что происходит с мокрым песком? Почему он не раздувается? (Мокрый песок тяжелый).
Игровое действие «Сильный и слабый ветер»- дети дуют в трубочки на сухой песок с разной силой.
Вывод. «Сухой песок может раздуваться».