Наталья Троцюк
Исследовательский проект в подготовительной к школе группе. «Космические дали»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект исследовательской деятельности на тему:«Космические дали»
Автор-разработчик: Троцюк Наталья Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАОУ НОШ № 59 «Перспектива» города Липецка
2012г.
Нормативно-правовое и программное обеспечение
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
3. ФЗ от 24 июля1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
4. Закон РФ «Об образовании»;
5. Семейный кодекс РФ;
Публикация «Исследовательский проект в подготовительной к школе группе, „Космические дали“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ;
7. Программа развития ДОУ 2008-2013гг;
8. Образовательная программа ДОУ 2010-2015гг;
Разработчик проекта Троцюк Наталья Васильевна
Информация об авторе Воспитатель высшей квалификационной категории.
Общий стаж 36 лет; стаж педагогической работы (по специальности) 28 лет, в данной должности 28 лет.
Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (2012 год, ЛИРО, по теме «Проблемы современного дошкольного образования в условиях перехода к федеральным государственным требованиям к структуре программы» в объеме 72 часов. Имею сертификат участника семинара по теме «Инновационный потенциал примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» в рамках ФГТ в объеме 8 часов.
Образовательная область Развитие элементарных естественнонаучных представлений
Область интеграции игровая деятельность, речевое развитие, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, театрализованная деятельность, ФЭМП, экологическая культура, развитие представлений о человеке в истории и культуре.
Вид проекта Информационный
Цель проекта Преемственность работы ДОУ и родительского коллектива через создание условий, способствующих развитию у дошкольников элементарных естественнонаучных представлений
Задачи проекта - формировать развитие элементарных естественнонаучных представлений; формировать элементарные представления о техническом прогрессе;
- систематизировать знания о разных профессиях людей;
- формировать интерес к научной, познавательной деятельности и литературе;
- развивать поисковую активность воспитанников; творчество и креативность участников проекта;
- воспитывать любовь к природе, желание изучать ее.
-способствовать профессиональному росту руководителей проекта;
- формировать единый детско-взрослый коллектив;
Участники проекта Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители
Продолжительность проекта Октябрь-апрель
Обеспечение Познавательная и научная литература (словари, справочники, энциклопедии, магнитофон, изоматериал, лаборатория для организации детского экспериментирования, художественная литература, интернет, дидактические игры, наборы картин, фотографии
База Центр проектирования в группе, (зимний сад)
Групповое помещение ДОУ
Ожидаемые результаты Воспитанник:
- имеет интеллектуальную, творческую базу для успешного дальнейшего развития индивидуальных способностей;
- владеет значимыми компетенциями, универсальными умениями необходимыми для экспериментальной, исследовательской деятельности более высокого уровня.
Коммуникативные навыки:
- получает удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремится к такой деятельности;
- способен к конструктивному взаимодействию в коллективе сверстников;
- испытывает чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со значимым взрослым;
Предпосылки научной деятельности:
- имеет устойчивый интерес к работе с научной и художественной литературой;
- возникает желание доискиваться до сути и причин происходящего;
- способен четко и ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение.
Педагог:
- повышение профессиональной компетентности через поисково- аналитическую деятельность по теме проекта.
Родитель:
-активный и заинтересованный участник педагогического процесса
Мероприятия по реализации проекта «Космические дали»
Организационный этап
1. Ознакомление родителей с целью и задачами проектной деятельности Октябрь Педагог
2. Пополнение материальной базы проектной деятельности в группе Педагог, родительский комитет
3.
Работа с детьми: основной этап
Расширение ориентировки в окружающем пространстве, интеллектуальное развитие:
- работа с информационным альбомом «Солнечная система» (Звезды, планеты, спутники, кометы, метеориты и т. д.)
- работа с альбомом «Профессии», «Космическая техника»
- изготовление макетов «Солнечная система», «Телескоп»
- знакомство с картой звездного неба
- чтение и обсуждений энциклопедий, тематических книг
- организация работы уголка «Вселенная»
Нравственное воспитание:
- Цикл бесед «Люди покорившие космос»
Игровая и театрализованная деятельность:
- Дидактическая игра «В космосе»
- Дидактическая игра «Солнечная система»
- Дидактическая игра «Пазлы»
- Дидактическая игра «Транспорт»
Ознакомление с художественной литературой:
- Подборка и чтение стихов и художественных произведений по теме «Люди и космос»
Социализация:
- Рассматривание альбомов, беседа
- Беседы о профессиях: космонавт, летчик, инженер, врач, психолог, конструктор
Речевое развитие:
- Обогащение словаря детей существительными (космос, вселенная, ракета, луноход, астероид, комета, звезда, скафандр, кратер); прилагательными (бесконечный, бескрайний, гигантский и т. д.); глаголами (исследовать, изучать, лететь, конструировать, тренироваться и т. д.)
- Рассматривание сюжетных картинок, составление рассказов «Полет в космос», «Тренировка в космическом городке»
ЗОЖ:
- Беседы о здоровом образе жизни: «Правильное питание», «Закаливание», «Вредные привычки», «Сила и здоровье», «С физкультурой мы дружны»
Художественно – эстетическое воспитание:
- Тематическое рисование на различной бумаге
- Тематическая аппликация «Космос», «Полет на луну»
- Конструирование из бумаги, оригами, ручной труд из бросового материала «Ракета», «Планеты»
- Изготовление игрушек из бумаги и бросового материала
Работа с родителями:
- Семейный творческий конкурс «Космические фантазии»
- Изготовление макета телескопа
- Выставка творческих работ детей
- Консультация «Совместное творчество детей и взрослых – профилактика эмоциональных проблем детей», «Семейные традиции»
Пополнение предметно – развивающего пространства проектирования:
- Изготовление тематических альбомов
- Изготовление атрибутов для подвижных игр
- Изготовление макета «Солнечная система»
- Изготовление дидактических игр
- Подборка фотографий космонавтов, звездного неба, Земли, планет, звезд. (Октябрь - апрель, Педагог, родители)
Итоговый этап
Диагностика развития детей. Анализ динамики развития (3-4 неделя апреля) Педагог
-Составление альбома методических материалов по реализации проектной деятельности
-Планирование проектной деятельности на следующий учебный год
Литература:
1. Галицких Е. О. Уклад школьной жизни. Новые ценности образования. М., 2007;
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М., 2005;
3. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2005;
4. Управление дошкольным образовательным учреждением. № 7. 2006, № 8 2007; № 3, № 4 2008, № 1 2009.
5. Васильева Н. И., Михаленко С. Ю. Эколого-коррекционный проект //Дошкольная педагогика. – 2004. – Ноябрь Декабрь.
6. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. – 2001. - №4.
7. Кизил М. Семейные проекты // Обруч. – 2004. №2.
8. Кларина Л. М. Проект. – 2003. - №2.
9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. и др., М. :АРКТИ, 2004.
10. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. – 2004. – №4.
Приложение
Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии
поисково-исследовательской активности ребенка»
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию посково – исследовательской активности детей.
Чего нельзя и что нужно делать
Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.