Лучший педагог года

Исследовательский проект «Танцевальное наследие северного народа ханты» для детей старшего дошкольного возраста

Вера Маклакова
Исследовательский проект «Танцевальное наследие северного народа ханты» для детей старшего дошкольного возраста

Проект

«Танцевальное наследие северного народа ханты»

Руководитель проекта:

музыкальный руководитель

Маклакова Вера Александровна

2019 год

Тип проекта:

o смешенный;

o долгосрочный;

o групповой.

Цель проекта:

развивать у детей дошкольного возраста интерес к национальной культуре ХМАО.

Задачи:

o расширять знания детей о разнообразии национальной культуры северных народов;

Публикация «Исследовательский проект „Танцевальное наследие северного народа ханты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

o развивать способность творческого исследования хантыйского фольклора (обрядах, музыкальных инструментах, костюмах, танцах);

o выявить особенности традиционного танца северян, его специфику и неповторимость;

o развивать умение подбирать движения к танцу в соответствии с характером музыки;

o развивать комбинаторные способности и умения;

o приобретать и совершенствовать устойчивые музыкально-ритмические навыки;

o развивать коммуникативные навыки и творческую активность.

Образовательная область «Музыка»

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта.

В последнее десятилетие интерес к танцевальному фольклору вырос, появилось множество национальных хореографических коллективов. Только бережное отношение к народному творчеству, его использование при создании сценических номеров обеспечивают успех. К сожалению, методической литературы, способной помочь постановщикам, не так много.

Северный танец уникален. Фигурки пляшущих человечков каменного века присутствуют на всех наскальных рисунках, обнаруженных на Оби. По ним трудно судить о пластике первобытных людей, но мы способны оглянуться на сравнительно недавнее прошлое и протянуть от него нить к народному хореографическому искусству современного Севера. Сохранились описания ритуальных и обрядовых плясок, сделанных в разных северных регионах путешественниками 18-19 веков. Самобытная хореографическая культура, созданная коренными малочисленными народами Севера, рождена самой жизнью и танец – неотъемлемая её составляющая.

Северная цивилизация, в которой мир людей слит с миром природы, подарила человечеству танец с уникальной пластикой, заимствованной у зверей и птиц. Это законченные танцевальные миниатюры, очень лаконичные и выразительные, с чётким графическим рисунком движений. Язык жеста в них необычайно развит. Каждая танцевальная поза - словно небольшая скульптура из моржового клыка, искусно вырезанная народным умельцем. Звуковой фон, сопровождающий движения, напоминает шум моря, голос оленя, крик чайки. И, конечно же, северная хореография немыслима без импровизации, лежащей в основе большинства танцев.

Так как мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе, ребята хотят научиться выполнять танцевальные движения, характерные малым народностям Севера, составить из них композицию и разучить её. Дети хотели бы показать интересный танец своим родителям на Новогоднем празднике и подарить его Деду Морозу. Но дошкольники не знают, что для этого необходимо, и как это должно происходить.

План реализации проекта.

I. Этап

1. Прослушивание с детьми и запись музыки народов Севера и Западной Сибири. Выбор музыкального сопровождения будущего танца;

2. Поиск информации о различных танцевальных движениях в книгах, телепередачах, интернете, в Центре Малочисленных народов Севера, Центре детского творчества, в танцевальных коллективах города, привлечение родителей к поискам;

3. Поиск и знакомство детей с иллюстрациями хантыйских национальных костюмов, деталей одежды, украшений и атрибутов. Создание эскизов костюмов для каждого музыкального персонажа. Участие в создании хантыйского народного платья;

4. Сбор полученной информации в «копилку», анализ и классификация движений. Привлечение родителей к созданию графических изображений на карточках. Составление картотек.

II. Этап

1. Занятия в рамках проекта:

o ознакомление с обрядом «Вороний праздник» в Центре малочисленных народов Севера, проведение этого праздника в детском саду 7 апреля;

o НОД «Изучение народных инструментов»(мультимедиа, НОД «Что такое тумран?»;

o хантыйские игры, развлечения.

2. Исследовательская деятельность:

o исследование структуры предлагаемого музыкального произведения;

o создание схематическое изображение рисунка танца;

o исследование различных движений: для рук, ног, головы, для мальчиков, для девочек, а так же мимику и жесты;

o при помощи морфологической таблицы определить: из соединения каких основных движений получится красивая танцевальная комбинация;

3. Составление алгоритма танцевальной композиции;

4. Разучивание движений.

III. Этап

Презентация проекта на заседании Городского методического объединения музыкальных руководителей.

Практическое применение проекта:

выступление танцевальной группы детей на Новогоднем празднике, на праздновании юбилеях ХМАО и детского сада.

Оборудование:

o интерактивная панель для занятий по закреплению знаний хантыйских народных инструментов;

o наборное полотно и морфологическая таблица для составления схем танца;

o бумага, фломастеры для изготовления картотеки;

o хантыйский музыкальный инструмент тумран;

o швейная машина, ткань, мех, бисер для создания хантыйских костюмов.

В приложении представлены презентация проекта и занятия по изучению звучания хантыйских народных инструментов, в том числе, с использованием интерактивной доски.

далее идут приложения к проекту, конспекты занятий

Библиографический список:

Нилов В. «Северный танец. Традиции и современность»

Нилов В. «Культура народностей Севера»

Соколова З. П. «Ханты и манси. Взгляд из XXI века»

http://svetlana-plus.ucoz.com. «Музыка народов ханты и манси»

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие»Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие» Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие».Цель: развивать у детей чувство ритма.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Что за чудо — Молоко!» Задачи для ребенка: 1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту; 2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Танцевальное наследие северного народа ханты» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 15:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Танцевальное наследие северного народа ханты» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Маклакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД