Лучший педагог года

Исследовательский проект «Танцевальное наследие северного народа ханты» для детей старшего дошкольного возраста

Вера Маклакова
Исследовательский проект «Танцевальное наследие северного народа ханты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Танцевальное наследие северного народа ханты»

Руководитель проекта:

музыкальный руководитель

Маклакова Вера Александровна

2019 год

Тип проекта:

o смешенный;

o долгосрочный;

o групповой.

Цель проекта:

развивать у детей дошкольного возраста интерес к национальной культуре ХМАО.

Задачи:

o расширять знания детей о разнообразии национальной культуры северных народов;

Публикация «Исследовательский проект „Танцевальное наследие северного народа ханты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

o развивать способность творческого исследования хантыйского фольклора (обрядах, музыкальных инструментах, костюмах, танцах);

o выявить особенности традиционного танца северян, его специфику и неповторимость;

o развивать умение подбирать движения к танцу в соответствии с характером музыки;

o развивать комбинаторные способности и умения;

o приобретать и совершенствовать устойчивые музыкально-ритмические навыки;

o развивать коммуникативные навыки и творческую активность.

Образовательная область «Музыка»

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта.

В последнее десятилетие интерес к танцевальному фольклору вырос, появилось множество национальных хореографических коллективов. Только бережное отношение к народному творчеству, его использование при создании сценических номеров обеспечивают успех. К сожалению, методической литературы, способной помочь постановщикам, не так много.

Северный танец уникален. Фигурки пляшущих человечков каменного века присутствуют на всех наскальных рисунках, обнаруженных на Оби. По ним трудно судить о пластике первобытных людей, но мы способны оглянуться на сравнительно недавнее прошлое и протянуть от него нить к народному хореографическому искусству современного Севера. Сохранились описания ритуальных и обрядовых плясок, сделанных в разных северных регионах путешественниками 18-19 веков. Самобытная хореографическая культура, созданная коренными малочисленными народами Севера, рождена самой жизнью и танец – неотъемлемая её составляющая.

Северная цивилизация, в которой мир людей слит с миром природы, подарила человечеству танец с уникальной пластикой, заимствованной у зверей и птиц. Это законченные танцевальные миниатюры, очень лаконичные и выразительные, с чётким графическим рисунком движений. Язык жеста в них необычайно развит. Каждая танцевальная поза - словно небольшая скульптура из моржового клыка, искусно вырезанная народным умельцем. Звуковой фон, сопровождающий движения, напоминает шум моря, голос оленя, крик чайки. И, конечно же, северная хореография немыслима без импровизации, лежащей в основе большинства танцев.

Так как мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе, ребята хотят научиться выполнять танцевальные движения, характерные малым народностям Севера, составить из них композицию и разучить её. Дети хотели бы показать интересный танец своим родителям на Новогоднем празднике и подарить его Деду Морозу. Но дошкольники не знают, что для этого необходимо, и как это должно происходить.

План реализации проекта.

I. Этап

1. Прослушивание с детьми и запись музыки народов Севера и Западной Сибири. Выбор музыкального сопровождения будущего танца;

2. Поиск информации о различных танцевальных движениях в книгах, телепередачах, интернете, в Центре Малочисленных народов Севера, Центре детского творчества, в танцевальных коллективах города, привлечение родителей к поискам;

3. Поиск и знакомство детей с иллюстрациями хантыйских национальных костюмов, деталей одежды, украшений и атрибутов. Создание эскизов костюмов для каждого музыкального персонажа. Участие в создании хантыйского народного платья;

4. Сбор полученной информации в «копилку», анализ и классификация движений. Привлечение родителей к созданию графических изображений на карточках. Составление картотек.

II. Этап

1. Занятия в рамках проекта:

o ознакомление с обрядом «Вороний праздник» в Центре малочисленных народов Севера, проведение этого праздника в детском саду 7 апреля;

o НОД «Изучение народных инструментов»(мультимедиа, НОД «Что такое тумран?»;

o хантыйские игры, развлечения.

2. Исследовательская деятельность:

o исследование структуры предлагаемого музыкального произведения;

o создание схематическое изображение рисунка танца;

o исследование различных движений: для рук, ног, головы, для мальчиков, для девочек, а так же мимику и жесты;

o при помощи морфологической таблицы определить: из соединения каких основных движений получится красивая танцевальная комбинация;

3. Составление алгоритма танцевальной композиции;

4. Разучивание движений.

III. Этап

Презентация проекта на заседании Городского методического объединения музыкальных руководителей.

Практическое применение проекта:

выступление танцевальной группы детей на Новогоднем празднике, на праздновании юбилеях ХМАО и детского сада.

Оборудование:

o интерактивная панель для занятий по закреплению знаний хантыйских народных инструментов;

o наборное полотно и морфологическая таблица для составления схем танца;

o бумага, фломастеры для изготовления картотеки;

o хантыйский музыкальный инструмент тумран;

o швейная машина, ткань, мех, бисер для создания хантыйских костюмов.

В приложении представлены презентация проекта и занятия по изучению звучания хантыйских народных инструментов, в том числе, с использованием интерактивной доски.

далее идут приложения к проекту, конспекты занятий

Библиографический список:

Нилов В. «Северный танец. Традиции и современность»

Нилов В. «Культура народностей Севера»

Соколова З. П. «Ханты и манси. Взгляд из XXI века»

http://svetlana-plus.ucoz.com. «Музыка народов ханты и манси»

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие»Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие» Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие».Цель: развивать у детей чувство ритма.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Что за чудо — Молоко!» Задачи для ребенка: 1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту; 2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Танцевальное наследие северного народа ханты» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 15:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Танцевальное наследие северного народа ханты» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Маклакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД