Вера Маклакова
Исследовательский проект «Танцевальное наследие северного народа ханты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Танцевальное наследие северного народа ханты»
Руководитель проекта:
музыкальный руководитель
Маклакова Вера Александровна
2019 год
Тип проекта:
o смешенный;
o долгосрочный;
o групповой.
Цель проекта:
развивать у детей дошкольного возраста интерес к национальной культуре ХМАО.
Задачи:
o расширять знания детей о разнообразии национальной культуры северных народов;
Публикация «Исследовательский проект „Танцевальное наследие северного народа ханты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
o развивать способность творческого исследования хантыйского фольклора (обрядах, музыкальных инструментах, костюмах, танцах);
o выявить особенности традиционного танца северян, его специфику и неповторимость;
o развивать умение подбирать движения к танцу в соответствии с характером музыки;
o развивать комбинаторные способности и умения;
o приобретать и совершенствовать устойчивые музыкально-ритмические навыки;
o развивать коммуникативные навыки и творческую активность.
Образовательная область «Музыка»
Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста
Актуальность проекта.
В последнее десятилетие интерес к танцевальному фольклору вырос, появилось множество национальных хореографических коллективов. Только бережное отношение к народному творчеству, его использование при создании сценических номеров обеспечивают успех. К сожалению, методической литературы, способной помочь постановщикам, не так много.
Северный танец уникален. Фигурки пляшущих человечков каменного века присутствуют на всех наскальных рисунках, обнаруженных на Оби. По ним трудно судить о пластике первобытных людей, но мы способны оглянуться на сравнительно недавнее прошлое и протянуть от него нить к народному хореографическому искусству современного Севера. Сохранились описания ритуальных и обрядовых плясок, сделанных в разных северных регионах путешественниками 18-19 веков. Самобытная хореографическая культура, созданная коренными малочисленными народами Севера, рождена самой жизнью и танец – неотъемлемая её составляющая.
Северная цивилизация, в которой мир людей слит с миром природы, подарила человечеству танец с уникальной пластикой, заимствованной у зверей и птиц. Это законченные танцевальные миниатюры, очень лаконичные и выразительные, с чётким графическим рисунком движений. Язык жеста в них необычайно развит. Каждая танцевальная поза - словно небольшая скульптура из моржового клыка, искусно вырезанная народным умельцем. Звуковой фон, сопровождающий движения, напоминает шум моря, голос оленя, крик чайки. И, конечно же, северная хореография немыслима без импровизации, лежащей в основе большинства танцев.
Так как мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе, ребята хотят научиться выполнять танцевальные движения, характерные малым народностям Севера, составить из них композицию и разучить её. Дети хотели бы показать интересный танец своим родителям на Новогоднем празднике и подарить его Деду Морозу. Но дошкольники не знают, что для этого необходимо, и как это должно происходить.
План реализации проекта.
I. Этап
1. Прослушивание с детьми и запись музыки народов Севера и Западной Сибири. Выбор музыкального сопровождения будущего танца;
2. Поиск информации о различных танцевальных движениях в книгах, телепередачах, интернете, в Центре Малочисленных народов Севера, Центре детского творчества, в танцевальных коллективах города, привлечение родителей к поискам;
3. Поиск и знакомство детей с иллюстрациями хантыйских национальных костюмов, деталей одежды, украшений и атрибутов. Создание эскизов костюмов для каждого музыкального персонажа. Участие в создании хантыйского народного платья;
4. Сбор полученной информации в «копилку», анализ и классификация движений. Привлечение родителей к созданию графических изображений на карточках. Составление картотек.
II. Этап
1. Занятия в рамках проекта:
o ознакомление с обрядом «Вороний праздник» в Центре малочисленных народов Севера, проведение этого праздника в детском саду 7 апреля;
o НОД «Изучение народных инструментов»(мультимедиа, НОД «Что такое тумран?»;
o хантыйские игры, развлечения.
2. Исследовательская деятельность:
o исследование структуры предлагаемого музыкального произведения;
o создание схематическое изображение рисунка танца;
o исследование различных движений: для рук, ног, головы, для мальчиков, для девочек, а так же мимику и жесты;
o при помощи морфологической таблицы определить: из соединения каких основных движений получится красивая танцевальная комбинация;
3. Составление алгоритма танцевальной композиции;
4. Разучивание движений.
III. Этап
Презентация проекта на заседании Городского методического объединения музыкальных руководителей.
Практическое применение проекта:
выступление танцевальной группы детей на Новогоднем празднике, на праздновании юбилеях ХМАО и детского сада.
Оборудование:
o интерактивная панель для занятий по закреплению знаний хантыйских народных инструментов;
o наборное полотно и морфологическая таблица для составления схем танца;
o бумага, фломастеры для изготовления картотеки;
o хантыйский музыкальный инструмент тумран;
o швейная машина, ткань, мех, бисер для создания хантыйских костюмов.
В приложении представлены презентация проекта и занятия по изучению звучания хантыйских народных инструментов, в том числе, с использованием интерактивной доски.
далее идут приложения к проекту, конспекты занятий
Библиографический список:
Нилов В. «Северный танец. Традиции и современность»
Нилов В. «Культура народностей Севера»
Соколова З. П. «Ханты и манси. Взгляд из XXI века»
http://svetlana-plus.ucoz.com. «Музыка народов ханты и манси»