Валентина Касакова
Исследовательский проект «Мед — чистое золото»
▼ Скачать +Заказ
Исследовательский проект «Мёд – чистое золото»
Все собрав свои дела,
Жужжит и кружится пчела,
Вот важно села на цветок,
Она ведь знает в этом толк,
Суть её земных забот -
Сладкий и душистый мёд.
Е. Эрато
Актуальность исследования.
Все мы любим мёд, но мало знаем о его происхождении и свойствах. По мнению Винни Пуха, мёд – это лучший подарок природы человеку.
Публикация «Исследовательский проект „Мед — чистое золото“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Мёд полезен как для детей, так и для взрослых. Он обладает удивительными лечебными свойствами. Когда мы болеем мамы дают нам мёд, говоря, что он очень полезный и может быстро помочь выздороветь. Нам стало интересно, действительно ли мёд такой замечательный продукт? Вот мы и решили изучить, как и откуда получается мёд, чем он полезен для человека. И самое главное, как же определить, что мёд – настоящий. Нас это очень заинтересовало. Мы решили провести исследование. Это позволило активизировать познавательные способности: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Нельзя забывать, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности и тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.
Вид проекта : исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный, групповой
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители
Цель проекта : Изучение мёда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств мёда для человека.
Задачи проекта :
- закрепить знания о пользе мёда, узнать, где и как используется мёд;
- определить с детьми, какой мёд на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;
- выяснить с помощью опытов: натуральный мёд или нет;
- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
- развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки, желание экспериментировать.
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах и мёде (улей, дупло, соты, нектар, пасека, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества мёда;)
- воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость.
Объект исследования : мёд
Формы и методы организации проекта :
Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, заучивание пословиц, загадок и стихотворений, наблюдение, дидактические игры, подвижные игры; беседы, изучение интернет -материалов, систематизация и обобщение результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Устойчивый интерес к изучению окружающего мира, к исследовательской деятельности.
2. Умение строить связные рассказы, использование в речи новых слов и понятий.
3. Знания детей о мёде, о его пользе.
4. Умение работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Продукт проекта :
Фотоотчет о проведении серии опытов «Настоящий мёд»
Выставка детских рисунков по теме.
Доклад на конференции «Маленькие исследователи»
Этапы исследования :
I этап - Подготовительный:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2. Подбор иллюстративного материала,
3. Подбор художественной и познавательной литературы по теме проекта
4. Подбор материала для экспериментирования
5. Подбор видеофильмов, мультфильмов по теме
6. Просмотр развивающих видеофильмов
7. Выявление имеющихся у детей знаний по теме.
8. Подготовка наглядной информации для родителей.
2 этап – основной этап:
1. Чтение художественной и познавательной литературы:
- Рассказ «Волшебный мёд»
- Беседа «Что лечит мёд?», «Откуда берется мёд?»
- Чтение стихов, сказок про мё д:
- К. Ушинский «Пчелки на разведках»;
- Г. Зайцева «Цветы и пчелы»;
- народная сказка «Паук и пчела»; «Репа и мёд»
- С. А. Баруздин «Пчелиная напасть»;
- башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»;
- И. Ревю «Про пчелу, мёд и медуницу»;
- Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле»;
- М. Шкурина «Медвежонок и мёд».
- «Морковка и мёд»
- Н. А. Кирьянова, О. А. Мартынова, О. С. Кузнецова «Сказка про пчёл», «Сказка про мяту»;
- П. Воронкова «Что сказала бы мама»
- Чтение энциклопедий
2. Просмотр видеофильмов, мультфильмов:
«Пчела Майя», «Копатыч и последний бочонок мёда», «Это сладкое слово мед» («Смешарики», «Винни Пух», «Откуда берется мёд» («Три кота», «Медовая история» (Ми-ми-мишки, «Бу муви»
3. Просмотр развивающих видеофильмов:
«Видео с Профессором: Все про мёд», «Галилео: Мёд», «Профессор Почемушкин. Зачем пчелам мёд»
4. Опыты и эксперименты:
Опыт № 1 «Капелька мёда» Материал: мёд.
Ход: Предложить детям нанести капельку мёда на ручку (сверху) – перевернуть ладонью вверх. Настоящий мёд не капнет с руки, останется на руке.
Опыт № 2 «Медовый крем»
Материал: мёд
Ход: Предложить детям растереть каплю мёда (как крем) – если кожа становится мягкая, бархатистая – это мёд. Если есть ощущение сахара, липкости на руке – не мёд.
Опыт № 3 «Медовый пузырик»
Материал: мёд в пластиковой бутылке
Ход: Емкость, наполненную не полностью мёдом (2/3, перевернуть вверх дном. Поднимется большой пузырь к верху, а снизу поднимается маленький пузырик – это настоящий мёд.
Опыт № 4 «Салфетка»
Материал: мёд, салфетка, ложка.
Ход: капнуть ложку мёда на салфетку и подождать 1-2 минуты – если есть водянистое пятно вокруг капли на салфетке – это не мёд.
Опыт № 5 «Медовый стакан»
Материал: стакан с водой, мёд, ложка.
Ход: Размешиваем мёд в стакане с водой – если нет осадков – настоящий мед.
Опыт № 6. «Синий мёд»
Материал: стакан, вода, йод, пипетка, мёд.
Ход: Капнуть в воду с мёдом 3-4 капли йода – если есть синий цвет – это не настоящий мёд.
Опыт № 7 «Огонь и мед»
Материал: бумага, зажигалка, мёд.
Ход: Поджигаем бумагу на которой мёд – место с мёдом гореть не будет.
Опыт № 8 «Память мёда»
Материал: глубокая тарелка, вода, мёд.
Ход: В тарелку по середине помещаем ложку мёда, заливаем простой холодной водой, через 10-15 секунд – можно будет увидеть рисунок – соты, откуда взяли мёд. (память мёда)
Опыт № 9 «Волшебный крем для мамы»
Цель: изготовление крема из здоровых продуктов
Материал: кефир, лимон, мёд
Ход: Берём половину стакана кефира — 3.2%, в него добавляем жидкий мёд, чтобы его можно было размешать, после чего капаем 3-5 капель сока лимона. Наносим маску на руки легкими массирующими движениями. Ждём 20 минут и после покрываем питательным кремом
5. Беседы и рассказы с рассматриванием иллюстраций:
- Рассказ-беседа «Пчелка — полезное насекомое».
- Ситуация общения «Из чего пчёлы делают мёд?»
- Рассказ-беседа «Как пчёлы делают мёд?»
- Ситуация общения «Чем полезен мёд?»
- Рассказ «Медовый спас» (14 августа)
- Составление творческих рассказов «Откуда берется мёд», «Приключение пчелки».
- Беседа «Что лечит мёд?», «Откуда берется мёд?»
- Беседа с медсестрой «Польза и вред мёда»
6. Изобразительная деятельность:
- рисование «Пчёлка летит на цветочную поляну»,
- нетрадиционное рисование: коллективная работа «Пчелы на лугу» (рисование пальчиком);
«Пчелки на разведке»; «Пчелка Жужа» (рисование ладошкой);
«Наполни соты мёдом» (печатание).
- Ручной труд «Пчелиная семья» (из пряжи, «Пчелы-малютки» (из втулок, «Веселые пчелки» (из кругов)
- Конструирование «Улей» (из строительного материал, «Соты с мёдом» (из счетных палочек, «Пчелы на лугу» (из палочек Кюизенера).
7. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Так или не так», «Назови насекомое ласково», «Кто, где живет?», «Что за насекомое?», «Пчелки собирают мёд».
Словесные игры: «Продолжи предложение», «Мозговая атака», «Ассоциативный куст».
Речевые игры:
«Куда летит картинка» (развитие фонематического слуха);
«Пчелка Лиля, пчелка Лола» (дифференциация звуков «л» и «ль»);
«Пчела сидит на…» (закрепление использования в речи предлога «на»);
«Пчелка-трудяга» (развитие связной речи, с использованием палочек Кюизенера);
«Посчитай-ка» (согласование числительного с существительным);
«Скажи наоборот» (закрепление использования в речи слов антонимов);
«Выгляни, пчела» (закрепление использования в речи сложного предлога «из-за»);
«Слово в сотах» (автоматизация звука «л» в словах).
«Назови и составь схему к слову»;
«Пирамида».
Пальчиковые игры: «Цветочек», «Пчела»
Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «Дикие и домашние пчелы», «Найди себе цветок», «Пчёлки и ласточка», «Пчелы», «Три медведя»
Сюжетно-ролевые игры «Пасека», «Магазин мёда», «Пчелиная семья»
8. Виртуальная экскурсия на пасеку «В гости к пчелам».
3 этап. Заключительный
Оформление фотоотчета о проведении серии опытов «Настоящий мёд».
Оформление выставки детских рисунков по теме.
Доклад на конференции «Маленькие исследователи».
В процессе данной работы дети узнали, что мёд – уникальный продукт, который приносит намного больше пользы, чем вреда.
Мы узнали и открыли для себя много интересных фактов, связанных с этим целебным продуктом, так же, как и то, что мёд – это прекрасный источник здоровья и энергии для человека. Его можно употреблять как в лечебных, так и в профилактических целях. Самое главное – он очень вкусный и полезный.
Кроме того, мы научились определять качественный мёд, и теперь можем поделиться этими знаниями со своими друзьями.
Подготовка доклада по итогам проекта, выступление с докладом на научно-практической конференции в детском саду «Маленькие исследователи».
Список литературы.
1. Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству: ЭКСМО, 2009 г.
2. Лавренов В. К., Все о меде и других продуктах пчеловодства : Энциклопедия. Донецк: Сталкер, 2003.
3. Гребенников Е. Все о меде? : Книжный дом 2011г.
4. Жукова В. А., Касаткина Ю. Н., Щигель Д. С. и др. «Новая иллюстрированная детская энциклопедия» – М. : АСТ: Астрель, 2009.
5. Конопленко И. И. «Моя первая энциклопедия. Как получается мёд?» - М. : Ронок, 2019.
Интернет- ресурсы
4. Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Мёд
5. Все о меде // https://bashkir-med.narod.ru/bce.html
6. История меда, пчеловодства. Как появился мед и пчелы