Галина
Исследовательский проект «Куда уходит елка»
▼ Скачать + Заказать документы
"Куда уходит ёлка?".
Руководители: Шахова Галина Валентиновна
Мещерякова Марина Александровна
г. Балаково, 2020год
Исследовательский проект "Куда уходит ёлка?"
I этап-Проблема.
Публикация «Исследовательский проект „Куда уходит елка“» размещена в разделах
Дети - это настоящие «почемучки», они задают вопросы обо всём, что их окружает, стремятся глубже познать интересующие объекты, так, после Новогодних каникул у ребят было прощание с ёлочкой и Максим поинтересовался, а куда уходит ёлочка после праздников….А действительно, куда?
Так возник наш проект "Куда уходит ёлка "
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Длительность: краткосрочный.
Участники нашего исследования : Макридина Алина, Лукьянов Максим, Гераськина Варвара, педагоги группы, родители.
Объект исследования : ёлка.
Предмет исследования : информация о видах хвойных деревьев.
Цель: расширение представлений о разных видах хвойных деревьев, их функциях.
Задачи.
1. Развивать умение собирать информацию.
2. Формировать умение детей классифицировать собранный материал по разным видам принадлежности.
3. Формировать умение обобщать и выделять основные информативные признаки.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Формировать желание добиваться результатов своей деятельности.
6. Побуждать к созданию нового продукта.
7. Воспитывать у детей бережное отношение к природе
Гипотеза: "Ёлка нужна для создания праздничного настроения, после праздников становится совсем ненужной".
Для доказательства нашей гипотезы мы поставили перед собой исследовательские задачи :
1. Узнать, что же происходит с ёлочкой после праздников
2. Собрать материал о видах хвойных деревьев.
3. Выяснить, чем полезны хвойные деревья.
4. Рассмотреть и сравнить шишки.
Методы исследования : Сбор информации, чтение художественной литературы, сбор шишек с разных хвойных, творческая деятельность.
Работа над проектом осуществлялась :
• в беседах
• самостоятельной деятельности
• в домашних условиях
• кружковой деятельности.
II этап - копилка
В процессе создания копилки детям читали стихи, загадки, сказки, рассказы, проводили беседы, рассматривали разные виды шишек. Дети проводили опрос родителей и педагогов. Наблюдали и сравнивали.
Содержание копилки.
• Информационный материал: беседы, интересные сведения из энциклопедии, интернет, опрос.
• Наглядный материл : иллюстрации, шишки.
• Практический материал: наблюдение
• Художественное слово: сказки, стихи, загадки, беседы.
III этап – создание картотеки.
Распределение собранного материала.
Художественное слово:
• Стихи о ёлочке.
• Сказки.
• Загадки о ёлочке.
Наглядный материал:
• иллюстрации
IVэтап – презентация проекта
«Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головкам детей,
Блещут бусы богатые
Переливом огней,
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут,
И тебе ель- красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор, И, сверкая, качается,
Ёлки пышной убор…» (стихотворение «В лесу родилась ёлочка, 1903год)
Как вы догадались, наш проект о елочке и называется он: «Куда уходит елка»
Наша гипотеза (мы думаем) : ёлка нужна только для того, чтобы создавать праздничное настроение и после праздников становится совсем ненужной
Мы хотим узнать:
Какие есть виды хвойных деревьев
Чем полезны хвойные деревья, их функции?
Куда же уходит ёлочка после праздников?
Что мы для этого сделали:
- собрали копилку о хвойных: разные виды шишек, семена, стихи, загадки, сказки.
- наблюдали и проводили сравнение: сравнивали строение веток хвойных деревьев, их иголки, шишки (по форме, размеру)
- играли в игры: «Путешествие в лес»
Что у нас получилось:
Виды хвойных деревьев
сосна секвойя туя ель
Что мы узнали.
Оказывается, ёлочка – это не один какой - то вид хвойного дерева, видов этих много, и подробнее ребята решили разобраться с елью, сосной, туей и секвойей. Для этого они собрали коллекцию шишек, побывали в библиотеке и собрали иллюстраций о видах хвойных и их строении
.
Так же ребята проводили наблюдения на природе и в группе, сравнивали. Узнали, что все хвойные имеют разное строение, иголки на ветвях, Шишки каждого дерева имеют свои отличительные черты. У них разное строение чешуек, форма. И,оказывается, в шишках есть семена.
Ребята выяснили, что живые хвойные деревья очень нужны и важны в лесу для птиц и животных. Например белки, дятлы, клесты и другие птицы зимой питаются семенами еловых шишек; заяц спит и прячется под густыми ветвями елей; медведь выстилает берлогу еловыми ветвями.
На занятии по кружковой деятельности ребята лепили ёлочки,дома делали игрушку из шишки.
А еще, ель называют «музыкальным деревом», ведь из нее делают такие музыкальные инструменты как гитара, балалайка.
Узнали, что хвойные деревья важны для здоровья, они дают нам чистый воздух и различные лекарства.
Так же ребята нашли ответ и на свой главный вопрос: куда уходит ёлка.
Оказывается, после праздников у ёлок начинается «вторая жизнь», их собирают вместе и отвозят на переработку, после которой получают опилки, или удобрение, это может быть бумага или строительные материалы А хвойные иголки могут служить подстилкой для животных в зоопарке.
Гипотеза о том, что ёлка нужна только для создания праздничного настроения и после праздников становится совсем ненужной, не подтвердилась.
Той информацией, которую узнали, Варя, Максим и Алина поделились с остальными ребятами своей группы
V этап –(продукт деятельности)
Ребятам решили попробовать вырастить из семян сосны свою ёлочку, а ещё им стало очень интересно, почему именно ёлочка является символом Нового года…но это уже совсем другая история.
Список используемой литературы:
1. Козлова Т. А. ,В И. Сивоглазов Растения леса. Учебное пособие для школьников младших и средних классов Москва Издательство «Эгмонт Россия» 2002г.
2. Журнал Детская энциклопедия, № 7 2019г., Поляков В. С., Свидетельство ПИ № ФС 77-37993 от 06.11.2009г.
3. Журнал Педсовет № 19 от 2011г.
4. Хрестоматия для средней группы, Сост: Юдаева Марина Владимировна, ООО «Самовар - книги»; «Дошкольное воспитание»
5. Журнал «Дошкольное воспитание» 2003 год
6. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду», Москва «Просвещение»
7. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»
Приложение 1
«Песенка про ёлочку»
На мелодию русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько».
1. Вот нарядная ёлка стоит
И дождем серебристым блестит.
Припев:
Ой, пой и пляши, хоровод,
Это праздник пришёл - Новый год.
2. А на ёлке фонарики горят,
Золотые звёздочки блестят.
Припев:
Ой, пой и пляши, хоровод,
Это праздник пришёл - Новый год.
3. Посмотри, как сегодня у нас
Возле ёлки идёт перепляс.
Припев:
Ой, пой и пляши, хоровод,
Это праздник пришёл - Новый год.
4. Чтобы было еще веселей,
Пригласили на праздник гостей.
Припев:
Ой, пой и пляши, хоровод,
Это праздник пришёл - Новый год.
5. Опять Дед Мороз к нам придет,
Подарки с собой принесёт.
Припев:
Ой, пой и пляши, хоровод,
Это праздник пришёл - Новый год.
Раиса Кудашева
«Ёлочка»
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал,
Порою волк, сердитый волк
Трусцою пробегал.
Теперь она, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла!
«Зимняя песенка»
Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.
Днем с детьми на коньках Все катается;
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается…
В окнах пишет узор
Льдом – иголочкой
И стучится к нам во двор
С свежей ёлочкой. (1906 год)
Загадки:
По округе славится
Зелёная красавица.
Сарафан, как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка с опушечкой,
С острою макушечкой. (Ель).
- В нем метели снег метут, В нем все ёлочки растут, Здесь всегда полно чудес- Это хвойный зимний….(лес).
Стихотворения
Нина Найденова
«Ёлка»
Блестят не ёлке бусы,
Хлопушки и звезда.
Мы любим нашу ёлку-
Да, да, да.
Снегурка в белой шубке
Приходит к нам всегда.
Мы с ней поём и пляшем-
Да, да, да.
И дед Мороз весёлый,
Седая борода,
Приносит нам подарки-
Да, да, да.
«Ёлочка»
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал на сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен, Видно, смелая она.
Агния Барто
Дело было в январе,
Стояла ёлка на дворе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в новый год
Попасться в лапы волку?
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат-
Обманули волка.
Дело было в январе,-
Подумал он, что на горе
Украшенная ёлка.
Михаил Пляцковский
«Хорошо у ёлочки»
Становитесь в круг пошире,
Хоровод начнём сейчас,
В целом мире, в целом мире
Нет ребят счастливей нас!
Хорошо у ёлочки
В хороводе танцевать!
Хорошо у ёлочки
Песни распевать!
Нашу ёлку до макушки
Наряжали все подряд.
Вот - хлопушки, вот- игрушки,
Вот флажки на ней горят.
За окном снежинок стаи
Тоже водят хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
Мы встречаем Новый год!
[]Сказка про то, как Петя в лес за елкой ходил.
Действующие лица:
- автор;
- мальчик Петя;
- Сова;
- Заяц;
- Ежик;
- Белка;
- Клест;
- Мышь;
- Дед Мороз.
Автор.
Эта сказка-небылица.
Все, что в сказке говорится,
В жизни может приключиться.
Звучит веселая музыка, появляется мальчик Петя.
Петя.
Елку вырублю в лесу,
Елку детям принесу,
Будем елку наряжать,
Будем петь и танцевать.
(Идет по лесу, видит елочку.)
В лесу я вижу елочку,
Зелененькую челочку.
Смолистую, здоровую,
Полутораметровую.
Сейчас я быстро размахнусь,
Ножкой правой обопрусь,
Быстро елочку срублю,
Ведь так много их в лесу.
Только размахнулся, вдруг из веток ели появляется Сова.
Сова.
Слушай, Петя, погоди,
Нашу елку не руби.
Эта елка - всем нам дом,
Под ней дружно мы живем.
Петя.
Никого не вижу я.
Где же дружная семья?
Лучше мне её срубить,
Дома в бусы нарядить.
Только размахнулся, вдруг бежит заяц.
Автор.
По сугробам, по кустам
Скачет заяц белый.
Нет норы ни здесь, ни там:
Что же зайцу делать?
Он охотника боится,
Он от страха весь дрожит.
Заяц скачет, заяц мчится,
Заяц к ёлочке бежит.
Заяц.
Спрячь меня, ёлочка, поскорей!
Спрячь меня, ёлочка, пожалей!
Автор.
И накрыла быстро
Ёлочка ветвями
Бедного зайчишку
С длинными ушами.
Ежик (недовольный, что его разбудили)
Я ёжик-ежонок,
Колючий бочонок.
Я под ёлкой до весны
Сладко сплю и вижу сны.
Ёлку хочет кто срубить
И мой домик погубить?
Петя отходит в сторону.
Белка.
С ё лкой нашей мы друзья:
Шишками питаюсь я,
Здесь большая кладовая,
Где с весны я запасаю
Орехи, шишки и грибы
Для любимой детворы.
Клест.
К вам сюда я прилетел,
Деток вывести хотел.
Укрывшись в лапах еловых,
Им тепло, как в одеялах пуховых!
Петя, а ты хочешь ёлку погубить
И меня осиротить?
Мышь.
Прибегаю я сюда,
Чтоб найти здесь семена.
И в большие холода
Буду я сыта всегда.
Появляется Дед Мороз.
Дед Мороз.
Ну, что, Петя?
За тобой я наблюдаю
И все планы твои знаю.
Всех я в праздник награжу,
А тебя я застужу.
Петя испуганно потирает нос.
Петя.
Ах, уже отмерз мой нос!
Не губи меня, Мороз!
Дед Мороз.
Тебя в ледышку превращу.
Ну а, может быть, прощу.
Петя. Если что? Если кто? Если как?
Дед Мороз.
А вот так! Обещай мне
Наших ёлок не рубить,
В них зверушки будут жить.
Лучше ёлки охраняй
И в лесу их наряжай!
Звери (хором).
А может, Дедушка Мороз,
Простим его, дремучего?
Пусть веселится вместе с нами
Под ёлкой колючею!
Дед Мороз (нравоучительно).
Вы рубите лес, устраиваете свалки,
Но кто, же по защиту елочку возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь свалки,
И кто же знает, что нас дальше ждет?
Петя.
Звери, Дед Мороз, простите
И остаться разрешите!
Буду я вас охранять
Ив обиду не давать!
Все (встают в хоровод и поют песню).
Белые, белые в декабре, в декабре
Ёлочки, ёлочки в серебре, в серебре.
Встанем у ёлочки в хоровод, в хоровод,
Милую ёлочку сбережем в Новый год!
Дед Мороз.
Пахнет хвоей ёлка наша,
В новый год она всех краше.
И не смейте никогда
Губить природное дитя!
Звери (хором).
Призываем мы всех вас: не губите елей!
Они потешат вас не раз в белые метели.
Автор.
Каждый раз под Новый год
Идя за ёлкой в путь,
Сказку, рассказанную нами,
Дружочек, не забудь.
Сказка учит доброте,
Быть природе другом.
По- другому жить нельзя.
Помни: мы -одна семья!