Оксана Караваева
Исследовательский проект «Как растет хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно - исследовательский;
Вид проекта : практический, детский;
Продолжительность: краткосрочный (02.03.15-02.04.15);родители.
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет).
Актуальность проблемы:
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
Публикация «Исследовательский проект „Как растет хлеб“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе.
В среднем дошкольном возрасте значительно расширяется круг представлений об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Знакомство дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, педагоги воспитывают в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т. к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Цель проекта :
-познакомить детей с историей обработки земли;
- уточнить представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
- учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям его вырастившим.
Задачи:
- подобрать и изучить теоретический и практический материал по ознакомлению с окружающим миром, с сельскохозяйственной техникой, художественным словом и фольклором о хлебе;
- приобщать детей к исследовательской деятельности, выполнению трудовых поручений по уходу за зерновыми культурами;
- воспитывать интерес к выращиванию зерновых культур, уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
- формировать навыки детско-взрослой трудовой деятельности;
учить детей ухаживать за растениями;
-побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одного и того же объекта ;
-помочь детям узнать, как растут пшеница, ячмень и овес на полях. --Находить сходство и различие во всходах пшеницы, ячменя и овса;
рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу;
-учить анализировать и делать выводы;
развивать умения высказывать свои мысли, опираясь на свой жизненный опыт;
- воспитывать в детях желание заботиться о растительном мире;
-воспитывать любовь к окружающему миру;
-воспитывать у детей уважение хлебу и труду земледельцев.
-Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная и восприятие художественной литературы.
-Виды совместной деятельности: совместная деятельность в уголке природы – наблюдение, беседа.
Практическая деятельность:
(полив, рыхление, измерение всходов (сравнение всходов пшеницы, ячменя и овса).
Материал: емкости с почвой, с водой, пустая емкость, семена для посадки, лейки, палочки для рыхления. Репродукция картины И. Шишкина «Рожь».
Предварительная работа:
Систематическое наблюдение и уход за растениями в уголке природы;
Чтение художественной и познавательной литературы;
Рассматривание иллюстраций по данной теме;
Отгадывание загадок, изучение примет и пословиц.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Хлеб всему голова».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла (ячмень, пшеницу, овес) для огорода на окне.
ПЛАН ПРОЕКТА
№
Мероприятия Цели Ответственные Срок
реализа-ции
1 этап подготовительный.
1 Беседа с родителями «Хлеб всему голова». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели
родители. 1-я неделя
2 Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели 1-я неделя
3 Подбор наглядно – дидакт. пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Беседа и рассматривание картин, иллюстраций о труде хлеборобов весной. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатели
родители. 1-я неделя
2 этап основной.
4 Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Чтение художественной литературы:
«Пахнет хлебом» перевод И. Токмаковой
«Синичкин хлеб» М. Пришвин
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Воспитатели 1-я неделя
5 НОД: «Как растёт хлеб».
Рисование колосков.
Лепка «Угощение для кукол»(булочки, печенье).
Вызвать интерес к выращиванию зерновых культур. Воспитатели 1-я неделя
6 Практическая деятельность: посадка овса, пшеницы, ячменя. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Воспитатели 1-я неделя
7 Опыт – наблюдение за ростом овса, пшеницы, ячменя. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающего зерна. Воспитатели 2-3 неделя
8 Труд в уголке природы.
Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатели 2 - неделя
9 Опыт- наблюдение за ростом зерна в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Воспитатели 2-3-неделя
10 Рассматривание семян через микроскопом. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью микроскопа рассмотреть лучше зерно. Воспитатели 2-я неделя
11 Игра «Посади зерна в землю».
С/р игра «Пекарня» Закреплять классификацию растений по ценности для людей. Воспитатели 3-я неделя
12 Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели 3-я неделя
3 этап заключительный.
13 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатели 4-я неделя
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
- Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности Подготовка земли, емкости с водой, пустой емкости, семян. Посадка семян.
Уход, практическая деятельность.
Наблюдение. 1-я недля.
-Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
-Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4-я неделя.
Вывод.
В процессе работы над данным исследовательским проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует не только познанию природы, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Использование исследование в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры, практически полезные дела). В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, приобретали опыт общения. С удовольствием «превращаются в ученых» и проводят разнообразные исследования, рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Список литературы.
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
2. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
4. Сигимова М. Н. Познание мира растений.
Электронные образовательные ресурсы
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Дет сад https://detsad-kitty.ru