Наталья Крамзаева
Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - исследовательский проект
«Хлеб – всему голова»
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : октябрь - декабрь.
Участники проекта :
• дети второй младшей группы,
• воспитатели,
• родители.
Руководители проекта : Крамзаева Наталья Владимировна, воспитатель; Шолохова Елена Александровна, воспитатель.
Актуальность
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Цель: Формирование у детей представления о ценности хлеба, воспитание уважительного отношения к нему и труду взрослых.
Задачи:
Обучающие:
- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба - формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством продуктивной деятельности «Мы - пекари», дать детям представления о том, как выращивают хлеб (от зернышка в поле до каравая на столе) :
- донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей посредством организации «Музея хлеба», который оформлен при помощи родителей в группе.
Развивающие:
-развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
-обогащать словарь детей и высказывать собственное мнение;
- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий
Воспитательные:
-воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Актуальность проекта : Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Организация проекта
1 этап: Постановка проблемы, определение цели и задач
Проблема исследования. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Нам хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий вырастивших его.
Гипотеза исследования. Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Чтобы выяснить, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, надо приобрести знания о нем.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы.
1. Познакомить детей с тем, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
2. Познакомиться с профессиями людей (комбайнер, мукомол, кондитер)
3. Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
Разработка проекта : Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, речевые игры иллюстрации.
Результаты исследования:
сформировать у детей представления о ценности хлеба;
получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что
хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитывать интерес к профессиям комбайнера, мукомола, кондитера и к
труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитывать бережное отношение к хлебу;
создание картотек стихов, загадок про хлеб (совместная творческая работа
педагогов, детей и родителей);
создание картотеки дидактических игр о хлебе;
создание картотеки о сельскохозяйственных машинах;
создание картотеки о профессиях комбайнера, мукомола, кондитера ;
организация выставки творческих работ на тему «Музей хлеба».
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
Виды исследовательской деятельности:
1. Сбор, анализ и систематизация информации о хлебе
Наблюдение и рассматривание альбомов.
Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах, о профессиях
выращивающих хлеб.
Подбор пальчиковых игр.
Создание книги «От зерна до каравая».
Знакомство с профессиями: комбайнёр, мукомол, пекарь.
Беседы на тему: «Как хлеб на стол пришел»; «О тракторе»; «Детям о комбайне и
комбайнерах», «Берегите хлеб», «О кондитере».
Просмотр видеороликов: «Как растет пшеница», «О комбайне и комбайнере», «О
профессии кондитера».
Чтение художественной литературы о хлебе : Сказки: «Легкий хлеб», Крылатый,
мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь», М. Глинская «Хлеб»
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки о хлебе.
Проговаривание скороговорок о хлебе.
Совместно с родителями подбор пословиц и поговорок о хлебе.
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию»;
«Собери хлебушек» (разрезные картинки);
«Четвертый лишний».
Выращивание и наблюдение за ростом семян пшеницы.
Наблюдение за трудом воспитателя «Замешивание солёного теста».
Замешивание теста и выпечка хлеба вместе с родителями в домашних условиях.
2. Творческая познавательная деятельность детей :
Рисование хлебобулочных изделий.
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых
игр.
Раскрашивание лепных изделий.
Работа с раскрасками по теме проекта.
Аппликация из бумаги.
Лепка из разноцветного пластилина.
3. Исследовательская деятельность
Оформление мини-музея хлебных изделий из соленого теста, изготовленных совместно с родителями дома своими руками.
4. Опытно – экспериментальная деятельность:
Выращивание семян пшеницы.
Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях.
3 этап. Презентация результатов
исследовательской деятельности детей.
Создание картотек стихов, загадок про хлеб (совместная творческая работа
педагогов, детей и родителей).
Создание картотеки пальчиковых игр.
Создание картотеки о сельскохозяйственной технике.
Создание картотеки о профессиях- комбайнер, мукомол, кондитер.
Создание картотеки дидактических и речевых игр о хлебе.
Организация выставки творческих работ на тему «Музей хлеба».
Выпуск книги «От зерна до каравая».
Изготовление кулинарной книги «Рецепты бабушек и мам».
Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки "Колосок".
Список литературы
1. Батурина Ф. И., Иванова О. А., Ознакомление детей с сельскохозяйственным трудом // Дошкольное воспитание. – 1980. - №7.
2. Емельянова Э. Л. «Расскажи детям о хлебе». – М. : Мозаик-Синтез, 2010.
3. Исаева Г. Н. Как мы знакомим детей с трудом колхозника. // Дошкольное воспитание. – 1977. - №3.
4. Карандашева Ю. В. Как хлеб на стол попадает. // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. и др.
5. Шорыгина Т. А. «Беседы о хлебе». - М. : ТЦ «Сфера», 2012.
6. Сайт: Detcad-kiti/ru
7. Сайт: www/moidetsad/ru
8. Сайт: Dohcolenok/ru/