Мария Драчёва
Детский исследовательский проект «Игрушки: польза или вред»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Игрушки сопровождают меня с раннего возраста. Игрушки привлекали моё внимание, позволяя моей маме заниматься хозяйственными делами. Детские игрушки развивают зрение, осязание, слух, цветовое восприятие, способствуют развитию координации движений. Чтобы мне понравится, игрушка должна быть яркой, приятной на ощупь. Игрушки пользуются огромной популярностью у детей, но родители не думают, насколько безопасны игрушки для ребенка. Между тем я и другие дети очень любознательны и исследуют их не только руками, но зачастую и ртом – кусая и облизывая своих любимцев. Поэтому тема моей работы: «Игрушки : польза или вред?»
Публикация «Детский исследовательский проект „Игрушки: польза или вред“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Игрушки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Объект: детские игрушки.
Предмет: полезное и вредное влияние игрушек.
Цель: определить какое влияние оказывают игрушки на здоровье ребёнка.
Гипотеза: если игрушки неприятного запаха, то они вредные.
Задачи:
1. Раскрыть значение игрушек.
2. Представить историческую справу о игрушках.
3. Провести эксперимент по отбору игрушек в детском саду для исследований.
4. Провести исследование с игрушками.
5. Проанализировать и оформить полученные результаты.
История игрушек.
Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Самые первые игрушки появились вместе с первыми людьми. Матери веселили своих детей с помощью камушков, деревяшек разной формы. Это и были игрушки первых людей. Потом уже научились обрабатывать камень и дерево и делать фигурки, куклы и погремушки.
Самой древней среди всех игрушек является кукла. Она менялась со временем, имела разные формы, их делали из сена, шкур и ниток.
Игрушка всегда была связана с игрой, в которой формируется характер ребенка. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и другое назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.
Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. Первые мячи делали из скатанной шерсти и шкуры животных.
Игрушки были всегда, без них не обходится ни один ребенок.
Полезные игрушки.
Детство немыслимо без игрушек. Но игрушка - это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свою популярность во все времена. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и его развитие.
Игрушки отличаются, друг от друга по возрасту ребенка. Для детей первого полугодия жизни игрушки должны обладать яркостью. Ребенок постарше с удовольствием будет собирать пирамидки, строить домики из кубиков, закрывать коробки крышками, играть с игрушками, которые разбираются и собираются.
В возрасте 4 - 5 лет время для конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Он все еще интересуется играми с зверюшками и человечками, поэтому, важно, чтобы таких игрушек было много, ребенок будет играть с ними в школу, зоопарк, город. В этом случае ребенку необходимы наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, причем что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов).
После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним.
Выбирая мне игрушку мама обращает внимание на:
• размер игрушки (по существующим нормативам их вес не должен превышать 400 граммов для детей до семи лет);
• подходит ли она мне по возрасту;
• упаковку игрушки - она должна быть безопасной, яркой, интересной, должна легко открываться;
• уровень звука в различных музыкальных игрушках;
• простоту и доступность.
Вот требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для своего ребёнка.
Вредные игрушки.
Сейчас на рынках и в магазинах продается много ярких игрушек, которые привлекают мое внимание. Все родители покупают детям игрушки. Для изготовления игрушек используются современные синтетические материалы, они доступны благодаря своей дешевизне. Но насколько они безопасны для меня? Ведь маленький ребенок, облизав погремушку или пожевав резинового утенка, может проглотить краску. А полезна ли она, или можно отравиться?
Вредные вещества, получаемые организмом в результате постоянного контакта, накапливаются, приводя со временем к развитию тяжелых заболеваний печени, почек, сердца, желудка. Мария Владимировна рассказала мне, какие вредные вещества могут находиться в игрушках.
Фенол - это бесцветное кристаллическое вещество, обладающее характерным запахом. Фенол слабо растворим в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире, ацетоне. При изготовлении игрушек фенол используется для того, чтобы придать форму пластической массе или резине.
Фенол быстро всасывается через кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. В организме он концентрируется в почках и печени. Игрушки, содержащие фенол, производятся в основном в Китае.
Формальдегид считается одним из самых опасных веществ. Он вызывает сильную токсическую реакцию – рвоту, кашель, спазмы бронхов.
В последнее время все чаще обнаруживаются игрушки, загрязненные ртутью - это вещество не просто вредно для здоровья, оно опасно для жизни.
Ртуть – чрезвычайно ядовитое вещество, даже очень малые количества которого могут стать причиной ряда заболеваний.
Так же нужно смотреть на внешний вид игрушек. Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится.
Родителям следует помнить, что игрушка предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать бесполезные, а также вредные для психики ребенка вещи.
Не следует покупать все, что хочет ребенок, поскольку он маленький и не может нести ответственность за свою безопасность и здоровье. Об этом должны позаботиться его родители.
Экспериментальная работа с игрушками.
В магазине игрушек папа купил мне резиновый мячик. Он был с шипами и при ударе внутри горели огоньки. Играя с мячиком дома, я заметил, что мячик неприятно пахнет. В детском саду Мария Владимировна сказала, что от этого запаха может заболеть голова, и что многие современные игрушки сделаны из вредных веществ. Мне стало интересно, есть ли еще вредные игрушки в детском саду.
И мы с Марией Владимировной провели эксперимент: мы прошли по всем группам детского сада с целью найти неприятно пахнущие игрушки. Но вредных игрушек в группах я не нашел. На помощь мне пришли воспитатели, они показали мне игрушки, которые лежали далеко в шкафах, и дети с ними не играли. Взрослые сказали, что эти игрушки были принесены детьми из дома и оставлены в детском саду. Они отдали их мне для дальнейших опытов. Таким образом, у меня оказались 3 подозрительных игрушки – пират, баран (из набора животных) и мой резиновый мячик. Еще для опытов мы взяли пластмассовую машину, которая не имела запаха.
Все игрушки должны были пройти испытания:
1. ЦВЕТ. Посмотреть игрушки покрашены или сделаны уже из материалов.
2. ЗАПАХ. Определить имеет ли игрушка запах, какого он характера. Остается ли запах на руках после игры с игрушками.
3. СТОЙКОСТЬ КРАСКИ на игрушках, с помощью воды, мыльно – содового раствора, спирта, уксусная кислота, растворитель (на основе ацетона).
Результаты опытов заносились в таблицу по инструкции:
1. Ответ «ДА» - ставим «+»;
2. Ответ «НЕТ» - ставим «-».
Когда все испытания были проведены и таблица заполнена мы с Марией Владимировной увидели следующие результаты:
1. Пират и баран – покрашены краской. Если сильнее провести ногтем по поверхности игрушки краска стирается.
Машина сделана из цветной пластмассы, а мячик из цветной резины.
2. Баран имеет самый неприятный и стойкий запах, который остается на руках.
Мячик пахнет резиной, и запах остается на руках.
Пират легкий промышленный запах.
Машина не имеет запах.
3. Пират покрашен самой нестойкой краской. Она стерлась в испытании с кислотой, спиртом и растворителем (ацетон растворяет формальдегид).
Краска на баране стерлась только растворителем.
При испытании с машиной и мячом все результаты были отрицательными, т. е. краска не стерлась.
Таким образом можно сделать выводы:
- постоянно играя с пиратом частицы краски остаются на руках, и они могут попасть в тело ребенка через пищу, если не помыть руки. А маленькие дети пробуют все на вкус, и поэтому вредная краска может попасть желудок и вызвать отравление;
- от неприятного запаха резинового мяча может заболеть голова, а от запаха барана даже тошнит;
- самой безопасной игрушкой можно считать – пластмассовую машину.
Вот это да! Мне так понравился пират, а он оказался самой вредной игрушкой.
Заключение.
Жизнь и развитие каждого ребенка всегда сопровождается игрушками. И перед началом своего исследования я был уверен, что все игрушки полезны, ведь они помогают нам учиться. Но когда я почувствовал от игрушки неприятный запах, мне расхотелось с ней играть. Во время совместных опытов над игрушками с Марией Владимировной мы определили, какое влияние оказывают игрушки на здоровье ребёнка.
Игра с такими игрушками может привести к отравлению такими опасными веществами как фенол и формальдегид. Они вызывают тошноту, рвоту, а так же серьезные заболевания легких, желудка, кишечника, сердца и даже мозга.
Поэтому наша гипотеза подтвердилась: если игрушки неприятного запаха, то они вредные. И нужно подумать, нужна ли она мне.