МААМ-картинки

Исследовательский проект «Ходит капелька по кругу» для старшего дошкольного возраста (12 фото)

Инна Елхина
Исследовательский проект «Ходит капелька по кругу» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Вид проекта: исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, воспитанница подготовительной группы, родители.

Сроки реализации: январь.

Актуальность проекта: Проект разработан в силу особой актуальности воспитания экологического мировоззрения понимания ребёнка, как части жизни на Земле.

Публикация «Исследовательский проект „Ходит капелька по кругу“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема экологического воспитания в нашей стране приобрела особую актуальность и значимость, есть делом государственной важности, предметом заботы многочисленных образовательных учреждений, в том числе и дошкольных организаций. Дошкольное учреждение – первая ступень формирования экологической культуры, экологического мышления, знаний ребёнка. Контакт с миром природы человека начинается с самого раннего возраста. Именно тогда закладывается первая экологическая культура личности. Этот процесс должен формироваться на психологических особенностях дошкольников. В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, предусмотрено формирование элементов целостного мировоззрения, культуру экологического поведения и принятия ребёнка себя как часть природы. Основной деятельностью проекта я выбрала – экспериментирование. Ребёнок должен владеть способами поиска истины, а не быть пассивным наблюдателям информации. Особое внимание отводится тому, что знания в области экологии дети получают в процессе непосредственного общения с природой.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладения способами практического взаимодействия с окружающим миром обеспечивает становление мироведения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в данном направлении играет поисково-экспериментальная деятельность. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.

Одним из первых природных материалов, с которым встречается ребёнок в повседневной жизни, самый близкий и доступный является – вода. Такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.

Дошкольники должны сформировать представление о значении воды в природе, всех живых организмов, высказывать своё суждение по данной теме. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Ребёнок должен владеть способами поиска истины, а не стать пассивным наблюдателем. Всё выше перечисленное подчёркивает актуальность данного проекта.

Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

Цель: Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле: систематизирование и углубление представления о воде – как фактора экологического благополучия.

Задачи:

Обучающие:

- систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды;

- побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату;

- способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.

Развивающие:

- развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

- расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека;

- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством.

Воспитательные:

- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, его объектам.

Ожидаемые результаты:

Для дошкольников - созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения детей средствами экспериментальной деятельности. Сформированы представления о водных природных объектах, явлениях, закономерностях; привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

Воспитанники имеют представления об окружающем мире. Развито эмоционально-ценностное отношение к природе.

Для педагога – повышение профессиональной компетенции в области организации проектной деятельности дошкольников, использования экспериментирования в формировании экологических представлений детей дошкольного возраста, знания по планированию проектной деятельности дошкольников.

Для родителей – участие родителей в деятельности детского сада, повышение педагогических знаний родителей по формам и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие творчества, фантазии, заинтересованности родителей в проводимой работе. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Словарь основных понятий:

«Дождевые облака» - это облака, у которых капли воды, в результате конденсации укрепились и под воздействие силы тяжести готовы выпасть на землю в виде осадков;

«Круговорот воды» - сложный процесс, сопровождающий изменением состояния воды;

«Парообразные вещества» - явление превращения состояния жидкого вещества в газообразное;

«Конденсат» - это жидкость, образующаяся при конденсации пара;

«Осадки» - это вода в жидком и твёрдом состоянии, выпадающие их облаков.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный (организационный).

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.

2. Составление планирования детской экспериментальной деятельности по теме.

3. Подбор основного оборудования и материалов.

2 этап. Внедренческий.

1. Совместное, целенаправленное проведение работы с воспитанницей по данной теме.

2. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап. Обобщающий.

1. Определить эффективность проведённой работы.

2. Провести анализ усвоения дошкольницей полученных знаний, навыков.

План реализации проекта

Месяц Интеграция образовательных областей Совместная деятельность

взрослых и детей

Январь «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Познавательная деятельность:

Занятие НОД на тему:

«Круговорот воды в природе»

Беседы на тему:

«Волшебная водица – Крещенского денёчка», «Берегите воду!», «Состояние воды в природе».

Ситуативная беседа: «Что бы случилось с природой, если б не было дождя?».

Просмотр развивающего мультфильма: «Круговорот воды в природе», «Очищение воды».

«Познавательное развитие», «Речевое развитие» Поисково-экспериментальная деятельность

Опыты:

«Вода бывает жидкая и твёрдая»,

«Какую форму принимает вода», «Испарение воды», «Превращение снега в воду».

«Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Восприятие художественной литературы.

Чтение и обсуждение литературных произведений: Л. Сивельникова «Почему море Чёрное», Е. Белоусов «Как стало солёным Чёрное море», Г. Печаткина «Святой источник», В. Одоевский «Мороз Иванович», Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели».

Поговорки, пословицы, загадки о воде.

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Береги природу», «Кому нужна вода», «Плавает, летает, ползает».

Подвижные игры: «Море волнуется», «Ручеёк», «Мороз Красный нос», «Караси и щука».

Сюжетно-ролевые игры: «Одень Варю на прогулку», «На катке».

Упражнение на дыхание: «Снежинка», «Горячий чай».

Перспективы развития проекта:

Содействие воспитанию личности ребёнка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано-правильным экологическим мировоззрением, и поведением, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Конечный продукт проекта:

1. Методическая разработка проекта.

2. Методические рекомендации для родителей.

3. Презентация проекта «Ходит капелька по кругу».

4. Видео защита проекта.

Ход исследования

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе, по средствам поисковой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

- обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

- учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты.

Развивающие:

- развивать речь, мышление, любознательность;

- развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Материалы: иллюстрация «Круговорот воды в природе», 2 стеклянных стакана, лейка с водой, стеклянная ваза (диаметр 24 см, комнатный цветок в пластиковом стакане, лоток с землёй, лопатка, стаканчик со снегом, стеклянная крышка (21*30 см).

На столике для экспериментирования стоят все необходимые материалы.

Кристина: Здравствуйте, меня зовут, Браковская Кристина Сергеевна. Я юный исследователь, люблю проводить опыты.

Воспитатель: Кристина, а ты знаешь, что в природе существует «Круговорот воды»?

Кристина: Да, и хочу это проверить!

Воспитатель: Давай рассмотрим картинку, а ты объяснишь, что здесь нарисовано.

Кристина берёт иллюстрацию «Круговорот воды в природе».

Исследовательский проект «Ходит капелька по кругу» для старшего дошкольного возраста

Кристина: На небе образуются облака и тучи, когда капли влаги становятся тяжёлыми, проливаются в виде дождя.

Воспитатель: А если воздух морозный, какие осадки выпадают на землю?

Кристина: Снег, град.

Воспитатель: А, как капельки воды путешествуют дальше?

Кристина: Они впитываются в землю, образуя подземные воды, и вытекают в реки, моря. Когда пригреет солнышко, вода начинает испаряться, и паром поднимается на небо, формируют облака.

Воспитатель: Кристина, расскажи о проведённом накануне опыте «Испарение воды».

Кристина: Я, наклеила красную полоску на стеклянный стакан, и налила до неё водичку. Стакан поставила на подоконник, чтоб наблюдать. С каждым днём воды становилось меньше, а через 5 дней стакан стал пустым, вся вода испарилась.

Фото «Ходит капелька по кругу»
Исследовательский проект  для старшего дошкольного возраста - фото

Воспитатель: Кристина, тебе удалось увидеть, как испарялась вода, и превращалась в капельки?

Кристина: Нет.

Воспитатель: Давай проведём эксперимент «Ходит капелька по кругу», надеюсь, что тебе удастся сделать открытие. Пожалуйста, показывай и обязательно рассказывай, все этапы эксперимента.

Демонстрация эксперимента.

Кристина: Я, взяла стеклянную вазу, насыплю земли, и в неё посажу комнатный цветок. Хорошо полью водичкой, а в середину вазы в стакан выложу снег.

Фото №1 Вид проекта исследовательский Фото №2 Продолжительность краткосрочный

Воспитатель: А, что должно произойти со снегом?

Кристина: Он в тепле растает и превратится в воду. Теперь закрою вазу стеклом и поставлю на подоконник, для наблюдений. Если круговорот воды существует, то влага будет испаряться, подниматься наверх, и когда капли станут тяжёлыми, будут падать на землю, поливать растение.

Фото №3 Участники проекта воспитатель воспитанница подготовительной группы родители

Воспитатель: А если растение долгое время будет без воды?

Кристина: Растение, как и все живые существа без воды погибнут.

Воспитатель: Ну, что ж поставим на подоконник и будем наблюдать.

Фото №4 Сроки реализации январь

В течение трёх недель наблюдаем за растением, проводим фото – фиксацию.

Фото №5 Актуальность проекта Проект разработан в силу особой актуальности воспитания экологического мировоззрения понимания ребёнка как части жизни на Земле

Выводы по результатам проведённого исследования.

В течение эксперимента удалось увидеть, что круговорот воды в природе существует. Мы не открывали крышку, не поливали комнатный цветок, но растение не только не засохло, продолжало расти, и даже пустило новых два листочка. Вода преобразовывалась в пар, на стенках вазы и крышки собирались капельки, которые поливают землю и растение растёт. В завершение эксперимента, комнатный цветок высадили в горшочек.

Публикация Исследовательский проект Ходит капелька по кругу для старшего дошкольного возраста размещена в разделах Вода Все материалы по теме воды Вода Проекты Исследовательская деятельность Круговорот воды в природе Путешествие капельки Проекты

Подводя итоги работы, хочется отметить, что экспериментально-поисковая деятельность закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

В настоящее время, как никогда, остро продолжает стоять вопрос экологического воспитания дошкольников. Природа полна необыкновенных чудес, поэтому в проекте «Ходит капелька по кругу» мы попробовали научить детей видеть, чувствовать, искать и находить ответы, аргументировать, делать самостоятельные выводы.

ЛИТЕРАТУРА

Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мазаика-синтез, 2016. - 64 с.

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольниклв. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Мазаика-синтез, 2015. –

80 с.

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. – М. : Мазаика-синтез, 2016. - 80 с.

Журавлева В. Н., «Проектная деятельность старших дошкольников», Учитель, 2011.

Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада. - М. : Мазаика-синтез, 2016. - 208 с.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М. : Мазаика-синтез, 2016.-112 с.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова – М. : Мазаика-синтез, 2005.

От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / сост. Л. А. Владимирская. - Изд. 3-е. - Волгоград: Учитель,2015.-159 с.

Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Детский проект «Ходит капелька по кругу»Детский проект «Ходит капелька по кругу» Ежегодно в нашем районе проходит экологический конкурс "Я - исследователь", на котором дети выносят на суд жюри и зрителей свои исследовательские.

Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!»Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!» ИНФОРМАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОРОШО И ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ!» Цель проекта:Создать.

Конспект подвижной игры «Кто тише ходит?» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект подвижной игры «Кто тише ходит?» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Учить детей ходить на носках, реагировать на сигнал. Материалы. Игрушки - кот, мышонок, колокольчик, веревки, ободки кота.

НОД по познавательной деятельности «Ходит капелька по кругу» (подготовительная группа). Задачи: Образовательная: уточнить представления детей о твёрдом, жидком и парообразном состоянии воды, о значении воды в нашей жизни, о.

Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Что за чудо — Молоко!» Задачи для ребенка: 1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту; 2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни» Актуальность Проблема защиты и бережного отношения к воде сегодня очень важна и актуальна. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно.

Познавательно-исследовательский проект «Веселая капелька» во второй младшей группе Название проекта: «Волшебная капелька» Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Ходит капелька по кругу» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 16:57
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Ходит капелька по кругу» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Елхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД