Инна Елхина
Исследовательский проект «Ходит капелька по кругу» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Вид проекта: исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, воспитанница подготовительной группы, родители.
Сроки реализации: январь.
Актуальность проекта: Проект разработан в силу особой актуальности воспитания экологического мировоззрения понимания ребёнка, как части жизни на Земле.
Публикация «Исследовательский проект „Ходит капелька по кругу“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Тема экологического воспитания в нашей стране приобрела особую актуальность и значимость, есть делом государственной важности, предметом заботы многочисленных образовательных учреждений, в том числе и дошкольных организаций. Дошкольное учреждение – первая ступень формирования экологической культуры, экологического мышления, знаний ребёнка. Контакт с миром природы человека начинается с самого раннего возраста. Именно тогда закладывается первая экологическая культура личности. Этот процесс должен формироваться на психологических особенностях дошкольников. В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, предусмотрено формирование элементов целостного мировоззрения, культуру экологического поведения и принятия ребёнка себя как часть природы. Основной деятельностью проекта я выбрала – экспериментирование. Ребёнок должен владеть способами поиска истины, а не быть пассивным наблюдателям информации. Особое внимание отводится тому, что знания в области экологии дети получают в процессе непосредственного общения с природой.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладения способами практического взаимодействия с окружающим миром обеспечивает становление мироведения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в данном направлении играет поисково-экспериментальная деятельность. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Одним из первых природных материалов, с которым встречается ребёнок в повседневной жизни, самый близкий и доступный является – вода. Такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.
Дошкольники должны сформировать представление о значении воды в природе, всех живых организмов, высказывать своё суждение по данной теме. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Ребёнок должен владеть способами поиска истины, а не стать пассивным наблюдателем. Всё выше перечисленное подчёркивает актуальность данного проекта.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Цель: Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле: систематизирование и углубление представления о воде – как фактора экологического благополучия.
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды;
- побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату;
- способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
Развивающие:
- развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
- расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека;
- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, его объектам.
Ожидаемые результаты:
Для дошкольников - созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения детей средствами экспериментальной деятельности. Сформированы представления о водных природных объектах, явлениях, закономерностях; привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
Воспитанники имеют представления об окружающем мире. Развито эмоционально-ценностное отношение к природе.
Для педагога – повышение профессиональной компетенции в области организации проектной деятельности дошкольников, использования экспериментирования в формировании экологических представлений детей дошкольного возраста, знания по планированию проектной деятельности дошкольников.
Для родителей – участие родителей в деятельности детского сада, повышение педагогических знаний родителей по формам и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие творчества, фантазии, заинтересованности родителей в проводимой работе. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Словарь основных понятий:
«Дождевые облака» - это облака, у которых капли воды, в результате конденсации укрепились и под воздействие силы тяжести готовы выпасть на землю в виде осадков;
«Круговорот воды» - сложный процесс, сопровождающий изменением состояния воды;
«Парообразные вещества» - явление превращения состояния жидкого вещества в газообразное;
«Конденсат» - это жидкость, образующаяся при конденсации пара;
«Осадки» - это вода в жидком и твёрдом состоянии, выпадающие их облаков.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный (организационный).
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.
2. Составление планирования детской экспериментальной деятельности по теме.
3. Подбор основного оборудования и материалов.
2 этап. Внедренческий.
1. Совместное, целенаправленное проведение работы с воспитанницей по данной теме.
2. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
3 этап. Обобщающий.
1. Определить эффективность проведённой работы.
2. Провести анализ усвоения дошкольницей полученных знаний, навыков.
План реализации проекта
Месяц Интеграция образовательных областей Совместная деятельность
взрослых и детей
Январь «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Познавательная деятельность:
Занятие НОД на тему:
«Круговорот воды в природе»
Беседы на тему:
«Волшебная водица – Крещенского денёчка», «Берегите воду!», «Состояние воды в природе».
Ситуативная беседа: «Что бы случилось с природой, если б не было дождя?».
Просмотр развивающего мультфильма: «Круговорот воды в природе», «Очищение воды».
«Познавательное развитие», «Речевое развитие» Поисково-экспериментальная деятельность
Опыты:
«Вода бывает жидкая и твёрдая»,
«Какую форму принимает вода», «Испарение воды», «Превращение снега в воду».
«Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Восприятие художественной литературы.
Чтение и обсуждение литературных произведений: Л. Сивельникова «Почему море Чёрное», Е. Белоусов «Как стало солёным Чёрное море», Г. Печаткина «Святой источник», В. Одоевский «Мороз Иванович», Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели».
Поговорки, пословицы, загадки о воде.
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Береги природу», «Кому нужна вода», «Плавает, летает, ползает».
Подвижные игры: «Море волнуется», «Ручеёк», «Мороз Красный нос», «Караси и щука».
Сюжетно-ролевые игры: «Одень Варю на прогулку», «На катке».
Упражнение на дыхание: «Снежинка», «Горячий чай».
Перспективы развития проекта:
Содействие воспитанию личности ребёнка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано-правильным экологическим мировоззрением, и поведением, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Конечный продукт проекта:
1. Методическая разработка проекта.
2. Методические рекомендации для родителей.
3. Презентация проекта «Ходит капелька по кругу».
4. Видео защита проекта.
Ход исследования
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе, по средствам поисковой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты.
Развивающие:
- развивать речь, мышление, любознательность;
- развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Материалы: иллюстрация «Круговорот воды в природе», 2 стеклянных стакана, лейка с водой, стеклянная ваза (диаметр 24 см, комнатный цветок в пластиковом стакане, лоток с землёй, лопатка, стаканчик со снегом, стеклянная крышка (21*30 см).
На столике для экспериментирования стоят все необходимые материалы.
Кристина: Здравствуйте, меня зовут, Браковская Кристина Сергеевна. Я юный исследователь, люблю проводить опыты.
Воспитатель: Кристина, а ты знаешь, что в природе существует «Круговорот воды»?
Кристина: Да, и хочу это проверить!
Воспитатель: Давай рассмотрим картинку, а ты объяснишь, что здесь нарисовано.
Кристина берёт иллюстрацию «Круговорот воды в природе».
Кристина: На небе образуются облака и тучи, когда капли влаги становятся тяжёлыми, проливаются в виде дождя.
Воспитатель: А если воздух морозный, какие осадки выпадают на землю?
Кристина: Снег, град.
Воспитатель: А, как капельки воды путешествуют дальше?
Кристина: Они впитываются в землю, образуя подземные воды, и вытекают в реки, моря. Когда пригреет солнышко, вода начинает испаряться, и паром поднимается на небо, формируют облака.
Воспитатель: Кристина, расскажи о проведённом накануне опыте «Испарение воды».
Кристина: Я, наклеила красную полоску на стеклянный стакан, и налила до неё водичку. Стакан поставила на подоконник, чтоб наблюдать. С каждым днём воды становилось меньше, а через 5 дней стакан стал пустым, вся вода испарилась.
Воспитатель: Кристина, тебе удалось увидеть, как испарялась вода, и превращалась в капельки?
Кристина: Нет.
Воспитатель: Давай проведём эксперимент «Ходит капелька по кругу», надеюсь, что тебе удастся сделать открытие. Пожалуйста, показывай и обязательно рассказывай, все этапы эксперимента.
Демонстрация эксперимента.
Кристина: Я, взяла стеклянную вазу, насыплю земли, и в неё посажу комнатный цветок. Хорошо полью водичкой, а в середину вазы в стакан выложу снег.
Воспитатель: А, что должно произойти со снегом?
Кристина: Он в тепле растает и превратится в воду. Теперь закрою вазу стеклом и поставлю на подоконник, для наблюдений. Если круговорот воды существует, то влага будет испаряться, подниматься наверх, и когда капли станут тяжёлыми, будут падать на землю, поливать растение.
Воспитатель: А если растение долгое время будет без воды?
Кристина: Растение, как и все живые существа без воды погибнут.
Воспитатель: Ну, что ж поставим на подоконник и будем наблюдать.
В течение трёх недель наблюдаем за растением, проводим фото – фиксацию.
Выводы по результатам проведённого исследования.
В течение эксперимента удалось увидеть, что круговорот воды в природе существует. Мы не открывали крышку, не поливали комнатный цветок, но растение не только не засохло, продолжало расти, и даже пустило новых два листочка. Вода преобразовывалась в пар, на стенках вазы и крышки собирались капельки, которые поливают землю и растение растёт. В завершение эксперимента, комнатный цветок высадили в горшочек.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что экспериментально-поисковая деятельность закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.
В настоящее время, как никогда, остро продолжает стоять вопрос экологического воспитания дошкольников. Природа полна необыкновенных чудес, поэтому в проекте «Ходит капелька по кругу» мы попробовали научить детей видеть, чувствовать, искать и находить ответы, аргументировать, делать самостоятельные выводы.
ЛИТЕРАТУРА
Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мазаика-синтез, 2016. - 64 с.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольниклв. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Мазаика-синтез, 2015. –
80 с.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. – М. : Мазаика-синтез, 2016. - 80 с.
Журавлева В. Н., «Проектная деятельность старших дошкольников», Учитель, 2011.
Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада. - М. : Мазаика-синтез, 2016. - 208 с.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М. : Мазаика-синтез, 2016.-112 с.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова – М. : Мазаика-синтез, 2005.
От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / сост. Л. А. Владимирская. - Изд. 3-е. - Волгоград: Учитель,2015.-159 с.
Интернет ресурсы.