любовь Журавлева
Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.
Публикация «Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий дошкольные образовательные учреждения все активнее вводят метод проектов в детском саду Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому формирование необходимых универсальных учебных действий является основной задачей воспитателей.
.В течение 2013-2016 учебного года реализовывала авторский проект по самообразованию «Формирование основ естественно- научных знаний у детей дошкольного возраста». В течение трех лет в рамках экспериментальной программы проводила занятия с детьми, вела работу по подготовке детей к овладению программой, что позволило лучше ориентироваться в экспериментальной программе.
Цель этой работы: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.
Выделила следующие задачи:
1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
4. Воспитывать гуманный, эмоционально положительный, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.
5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе.
Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественнонаучных представлений и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.
Для обеспечения системы работы по данному направлению был разработан план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы и т. д., различные коллекции (семян, камней, ракушек, гербарии и т. д., тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательского содержания (игры-загадки, игры-путешествия и т. п., лепбуки.
Работа проводится в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и методическая работа. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в дошкольных образовательных учреждениях с интеграцией в различных образовательных областях.
При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Основной механизм реализации проекта: проведение серии регулярных занятий естественнонаучного цикла.
Темы проектов определяются по инициативе детей : что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивация : иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.
В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности: прогулки (к оврагу, к роднику, экскурсии (в парк, на аэродром, опыты («Имеет ли вода форму?», «Песочные туннели», «Варим кашу сами», беседы («Что такое природа?», «Какие бывают камешки?», «Для чего нам кашу кушать?», эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста растений?», «Воздух и его свойства», проведение серии регулярных занятий естественно-научного цикла : «Откуда берутся облака?», «Заседание ученого совета», игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?», коллективные проекты («Радуга на лугу», «Зачем мы кашу кушаем?», индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мороз?», «Откуда к нам приходит вода?»).
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Для работы с семьей использую следующие формы : тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький любознайка», фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья», диспуты («Маленькие почемучки», «Любопытный возраст», конкурсы («Лучшее изобретение группы», «Новый наряд для куклы», совместные проекты («Мой друг – книга», «Шоколадная сказка», встречи с интересными людьми, беседы («Обученье с увлеченьем», «Развиваем любознательность», консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?»).
В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения и информационно-коммуникативные. 48% мероприятий проведено с использованием информационно-коммуникационные технологии.
В рамках методической работы созданы картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы по познавательно- исследовательской деятельности для разных возрастных групп, проведена консультация для воспитателей «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии А. И. Савенкова» и проведен ряд открытых занятий для педагогов района.
Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированности научных представлений у детей, я наблюдаю положительную динамику:
Результаты мониторинга детей
Год Владеют знаниями На стадии овладения знаниями Не владеют знаниями
2013-2014 уч. год 10% 15% 75%
2014-2015 уч. год 25% 30% 45%
2015-2016 уч. год 45% 35% 20%
Данных результатов удалось достичь при помощи индивидуальной работы с детьми и использовании дифференцированного подхода, организации консультативной помощи родителям.
За три последние года увеличилось количество проектов, выполненных детьми.
На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
По отзывам учителей, наших воспитанников отличает высокий уровень познавательного развития, что выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.