Людмила Емельянова
Исследовательский проект «Чудо-соль» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Чудо –соль»
Автор проекта: Емельянова Людмила Александровна
Вид проекта:
познавательно - исследовательский, творческий.
Участники проекта:
воспитатель, дети подготовительной к школе группе, родители.
Время реализации проекта: краткосрочный 1-2 недели
Актуальность проекта
Публикация «Исследовательский проект „Чудо-соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования заключается в том, что дошкольнику предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослого:
• принять и освоить цель, актуальную для ребёнка;
• выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Гипотеза: «Предположим, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для исследовательской и творческой деятельности».
Проблема
Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы мало знаем.
Цель проекта:
Формирование представление о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.
Задачи проекта:
Для детей
Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
Продолжить знакомить с видами (каменная, поваренная, морская, четверговая) и характеристикой соли.
Исследовать свойства соли опытным путём.
Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.
Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
Активизация творчества детей, развитие творческого воображения и креативного мышления.
Развивать коммуникативные навыки дошкольника.
Воспитывать у детей опасение к чрезмерному употреблению соли.
Для родителей:
Повышать компетентность в вопросах детского экспериментирования.
Способствовать взаимодействию детского сада и семьи.
Для педагогов:
Объединить педагогов, родителей, детей в общей творческой работе
с детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.
2. У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.
3. Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
5. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Модель трех вопросов
Что мы знаем про это?
Соль имеет вкус
Соль белого цвета
Что хотим узнать?
История соли
Полезно- вредно
Свойства соли
Где еще может применяться соль?
Что надо сделать, чтобы это узнать?
Почитать энциклопедию.
Спросить у родителей.
Узнать ответ в интернете.
Подготовительный этап
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
2. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации. Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
Основной этап
1. Беседа с детьми «Где и как добывают соль?». Цель: Дать детям знания о добыче соли в нашей стране.
2. Изучение с детьми познавательной и научной литературы. Цель: Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
3. Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (словацкая народная сказка «Соль дороже золота», р. н. с. «Соль», пословицы, поговорки, загадки). Цель: Вызвать желание находить информацию о соли в устном народном творчестве.
4. Опытно – экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли». Цель: Пробудить у детей интерес к естественно – научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Способствовать формированию умений проводить опыты, добиваться результатов, делать выводы.
6. Творческая мастерская. Рисуем из цветной соли картины. Цель: Формировать интерес к созданию творческих работ с использованием цветной соли как материала.
Заключительный этап
1. Презентация проекта «Чудо - соль».
Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками, с родителями.
2. Выставка картин из цветной соли.
Цель: Формировать у детей интерес к нетрадиционному творчеству через исследовательскую деятельность.
Опыты с солью, проведенные в ходе экспериментальной работы.
Опыт 1. «Какая соль на вкус?»
Берём в мерную ложку немного соли, насыпаем в ладошку и пробуем на вкус.
Вывод: Соль очень солёная.
Опыт 2. «Соль растворяется в воде»
Взяли две прозрачные баночки: одну с горячей водой, другую – с холодной. Положили в обе банки по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее.
Вывод: Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт 3. «Соль - кристаллическая»
На лист тёмно - синего картона насыпаем немного соли. Берём лупу и рассматриваем соль. Она похожа на снег, вся кристаллическая. Имеет свойство скрипеть. Если на соль нажать, то слышен хруст.
Вывод: соль состоит из минеральных кристаллов, разной величины. Имеет свойство - скрипеть.
Опыт 4. «Выращивание кристаллов»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан тёплой воды, засыпали соль, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляли соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берём затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Рос кристалл медленно.
Через неделю кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли красивой формы.
Вывод: Кристаллы растут из соленого раствора воды, когда вода испаряется. Они имеют разную форму в зависимости от «затравки».
Опыт 5. «Эффект мертвого моря»
Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки, хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо - оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду - яйцо оказалось где-то посередине банки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. А значит, в море будет легче плавать, чем в пресной реке.
Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.
Опыт 6. «Влияние соли на растения»
Взяли два стакана с водой в один добавили соль и в оба стакана опустили листики герани. Наблюдаем в течение дня. Росток в соленой воде вянет.
Вывод: соль вредит росту растений.
Опыт 7. «Соль – чистящее средство»
Мы взяли грязный, стеклянный стакан, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, блестел на свету.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
Опыт 8. «Соль легко можно покрасить»
Возьмём 4 пустых баночки и в каждую, насыпим немного пищевого красителя разного цвета. Добавим в красители воды из пипетки. Ватными палочками перемешаем. Затем насыпим соль в 4 полиэтиленовых пакета. В каждый пакет выльем разбавленный краситель. Завяжем пакет и хорошенько перемешаем. Получится 4 пакета с разным цветом соли.
Вывод: Соль быстро впитывает жидкость, её легко можно покрасить.
Творческий этап. Декорирование вазы.
При помощи цветных мелков мы окрасили соль (путём трения соли о мел).
Затем цветную соль засыпали в прозрачную, цветную вазу. Получилось очень красочно и красиво.
Творческий этап. Осеннее дерево
На листы бумаги нанесли рисунок дерева клеем ПВА затем покрыли цветной солью.
Творческий этап. Коллективная работа «Осень золотая».
Работа выполнялась необычными средствами рисования.
На листе А3 (заранее тонированном) дети клеем ПВА изобразили осенние деревья, солнце, птиц. Затем рисунок покрывали солью. Через несколько минут соль стряхнули.
При помощи пипеток наносили разведённую краску. Соль отлично впитывает жидкость. Получилась чудесная осенняя картина.
Взаимодействие с родителями:
1. Индивидуальные беседы с родителями,
2. Памятки «Как вырастить кристаллы соли»,
«Наживка» для льда
3. Рекомендации «Проведите дома с детьми»,
4. Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»,
5. Помощь в подборе информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта, иллюстративного материала, оборудования, в обогащении предметно - развивающей среды;
Заключение
Выводы
В ходе исследовательской работы мы с детьми выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились со способом выращивания кристаллов, научились красить соль и рисовать из цветной соли замечательные картины. Из маленьких детей, дети превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей. Они убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными! Вот сколько интересного мы узнали о соли. А ведь она и правда волшебная. Недаром люди говорят: соли нету, так и слова нету!
Все проведенные опыты с удивительной солью, дети вместе с родителями повторили дома.