Анастасия Гладышева
Исследовательский проект «Чудо-песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тюменская область. Город Тобольск
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
(структурное подразделение «Детский сад»)
Конкурс инновационных уроков/занятий
«От образовательных трендов – к качеству образования и воспитания»
в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата»
«Чудо - песок»
Автор: Воспитатель
Гладышева Анастасия Сергеевна
Публикация «Исследовательский проект „Чудо-песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Исследовательский проект «Чудо - песок»
Вид проекта: познавательно – исследовательский,
Срок реализации проекта: 2 месяца
Актуальность проекта:
Маленькие дети по своей природе уже исследователи. Им хочется испытывать все самим, пробовать неизведанное. Любая деятельность малыша – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые годы – практически единственным способом познания мира. В этом возрасте дети проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности малышей не только знакомят с природой, но и целенаправленно подводят к пониманию ее особенностей. С песком дети встречаются ежедневно. И каждый день возникают вопросы: Почему он сыпется? Почему рассыпается, когда высыхает? Почему впитывает воду? и т. д.
Цель проекта: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; расширение знаний детей о свойствах песка.
Задачи проекта:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- расширить представления детей о свойствах песка (цвет, запах….);
-в процессе взаимодействия со сверстниками развивать активную речь детей.
-активизировать творческий потенциал родителей (законны представителей, привлекая их к активному сотрудничеству в проектной деятельности.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный
• Определение цели и задач проекта
• Подбор материала
• Выявление знаний детей о песке
• Разработка консультаций для родителей
II этап – содержательный
• Беседы;
• Наблюдения;
III этап – итоговое мероприятие
Итоговое мероприятие – совместная деятельность с участием родителей «Рисунки на песочном столе».
Ожидаемые результаты:
Дети приобретут опыт:
- в исследовательской деятельности;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
План реализации проекта:
1. Эксперимент «Из чего состоит песок»
Материал: песок, поднос, ситечко, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпали песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрели его.
• Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
• Как выглядят песчинки?
• Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
2. Эксперимент «Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Набрали лопаткой горсть песка и высыпали его маленькой струйкой.
• Легко ли он сыпется? Почему?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
3. Эксперимент «Куда исчезла вода?»
Материал: стаканчики с песком и лейка водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком налили воды. Потрогали песок.
• Каким он стал? Почему?
• Куда исчезла вода? Почему?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
4. Эксперимент «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Попробовали слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставили до высыхания
• Что произошло с поделками из песка после высыхания? Почему?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
Игры с песком, в которые воспитанникам понравилось играть.
- Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание: Воспитатель и малыши оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополнили камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички.
- Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Содержание: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину. После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Можно вместе с ним сочинить сказку.
- Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Содержание: Ребенок лепит из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно лепить и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок угощает пирожками кукол.
«Я пеку, пеку
Детям всем по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку 2 пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
Вкусные 2 пряничка»
- Игра «Сделай шарик».
Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.
Содержание: Воспитатель предлагает ребенку скатать шарик из небольшого количества песка. Сначала можно скатать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он мог сделать это сам. И разложить в разной последовательности. Постепенно усложняя задачу, воспитатель предлагает слепить кубик, затем просит разложить предметы одной формы, но разной величины.
- Подвижная игра «Песчинки»
Воспитатель: Приглашаю вас на игру. Вокруг себя повернитесь и в песчинку превратитесь. Вот как много у нас песка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись кверху. И закружились, полетели.
Воспитатель: Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю.
Дети садятся на коврик. Игра продолжается 2 -3 раза.
Итоговое мероприятие - Совместная деятельность с родителями «Рисунки на песочном столе»
Песочный стол, спокойная музыка.
Воспитатель рассказывает сказку «Про капельку», звучит спокойная музыка. Ребенок рисует на песочном столе, с подсветкой.
-Подвижная игра «Песчинки»
Воспитатель: Приглашаю вас на игру. Вокруг себя повернитесь и в песчинку превратитесь. Вот как много у нас песка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись кверху. И закружились, полетели.
Воспитатель: Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю.
Дети садятся на коврик. Игра продолжается 2 -3 раза.
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому он рассыпается. Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки, вода быстро впитывается в песок. Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается. А, еще можно рисовать сухим песком на специальном песочном столе.
- Заучивание стихотворения
Он, желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И с ребятами играть.
- Чтение стихотворения А. Полетаевой:
Нам привезли песок на сад,
Я этому безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Песочных куличей не ем,
Да, что ж я, маленький совсем!
- Чтение стихотворения «Строители» Б. Заходер.
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
«СКАЗКА ПРО ГОЛОДНОГО МЫШОНКА».
Однажды Наташа увидела у себя в песочнице мышонка. Звали его Пик, потому, что он постоянно говорил «пи-пи-пи». Мышонок очень хотел кушать. Он побежал сначала направо, потом налево. Увидел Наташину куклу, схватил её зубами, и тут же выплюнул, куклу есть нельзя. Посмотрел по сторонам, увидел палочку, взял её в лапки, покатал между ними, нет, её есть нельзя. Наташа побежала в дом, взяла кусочек сыра и положила на край песочницы, а затем пощёлкала пальчиками.
Насторожился мышонок Пик, и вдруг почувствовал, что чем – то очень вкусно пахнет. Раз вдохнул мышонок, два вдохнул, подбежал к сыру и схватил его зубами.
Съел мышонок весь кусочек, и побежал к себе в норку, играть со своими друзьями мышатами.
«СКАЗКА ПРО ПЕСОК».
Лежал песок, скучал песок много – много лет. Скучал в жару, скучал в мороз, скучал, когда шёл дождь.
И может быть так бы продолжалось и дальше, но пришёл папа, принёс доски и построил прекрасную песочницу. Прибежали в песочницу дети, и давай гладить песок ладошками, пробовать.
Тёплый он или прохладный? Шершавый или гладкий? Сыпучий или нет? Взяли дети палочку, нарисовали солнышко. Лучики длинные, и ротик есть, и глазки.
Взяли формочки и полетели по песочку бабочки. Вылепили диковинные цветочки. Весело песочку с детишками. Вечером дети попрощались с песочком, до завтра!
Список используемой литературы:[/b]
1. Бережная Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой социальной сфер детей дошкольного возраста» Н. Ф Бережная дошкольная педагогика 2007. №1 С 50-52.
2. Белова М. И. Серебрякова Т. А. Войди в природу другом- методическое пособие. Саров 2006 С-78
3. Соломенникова О. А. Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада Мозаика- Синтез. 2007-48с.