Гузель Яхина
Исследовательский практико-ориентированный проект «Экологическое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский практико-ориентированный проект.
«Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность»
«Красная книга республики Башкортостан».
Содержание.
Ведение… 3
I.План реализации проекта….5
1.1. Подготовительный этап….6
1.2. Этап реализации проекта…. 7
1.3. Заключительный этап…. 9
II.Ожидаемые результаты…. 10
Публикация «Исследовательский практико-ориентированный проект „Экологическое воспитание детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
III. Обеспечение проектной деятельности…10
Заключение…. 12
Приложения
Введение.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : информационно – исследовательская.
По содержанию: ребенок и семья.
По числу участников проекта : групповой.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Сроки исполнения проекта : с 09.01. по 09.02.2017 г.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники и родители (законные представители).
Цели проекта :
Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края.
Задачи проекта :
- Углублять и конкретизировать представление о животном и растительном мире родного края.
- Выявить значимость «Красной книги», для чего она создана.
- Развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
- Создать ручной работы «Красную книгу» из рисунков детей, родителей, воспитателей.
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
Формы реализации проекта :
занятия;
беседы;
оснащение предметно-пространственной среды.
работа с родителями.
Продукт проектной деятельности :
создание экологического альбома «Красная книга Башкортостана».
выставка рисунков «Сохраним наш лес», «Редкие птицы Башкортостана», «Такой незаметный ушастый ёж».
подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы все друзья и защитники природы»
создание демонстрационного материала (лепбук).
Актуальность
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества.
Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причем, более половины из них уничтожены за последние 50 лет!
Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т. д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания.
В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) была впервые издана Красная книга.
Обследуя детей подготовительной группы (20 детей) были выявлены следующие результаты на начало проекта :
низкий уровень- 20 % (4 ребенка);
средний уровень –75 % (15 детей);
высокий уровень – 5 % (1 ребенок).
Дети затрудняются:
- Объяснить, что такое «Красная книга»?
- Назвать растения и животных, занесенных в Красную Книгу Башкортостана.
- Назвать причины загрязнения природы и исчезновения животных, птиц и растений.
Проанализировав данные диагностического опроса, выявилась проблема: у детей нет четкого представления об экологических проблемах всей планеты, нашей страны и нашей республики Башкортостан.
Поэтому возникла идея дать более углубленные знания об экологической проблеме нашего края совместно «воспитатель и родитель». Воспитатель дает знания об экологических проблемах Республики Башкортостан, затем ведет целенаправленную работу на освоение информации, родители дома закрепляют знания детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с двух сторон по усвоению знаний.
План реализации проекта.
1.1. Подготовительный этап.
Срок реализации: 2 недели. С 09.01 – 20.01.2017г.
№ Мероприятие. Ответственные. Сроки.
1 Определение целей и задач проектной деятельности. Воспитатель. 2 недели
2 Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. Воспитатель. 2 недели
3 Составление календарных планов. Воспитатель.
2 недели
4 Проведение диагностического опроса детей, на определение актуальности проекта. Воспитатель. 2 недели
5 Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала. Воспитатель. 2 недели
6 Проведение родительского собрания (информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и воспитателями по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.) Воспитатель. 2 недели
7 Составление плана основного этапа. Воспитатель. 2 недели
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта.
Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение двух недель, за истекший срок была проделана следующая работа:
Составили календарные планы.
Создали наглядно-дидактический материал
Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
Обработали результаты диагностического опроса детей.
Составили план основного этапа проекта.
1.2. Этап реализации проекта.
Срок реализации: с 23.01 - 08.02.2017г.
№ Мероприятие. Участники Ответственные. Сроки.
1 Проведение НОД способствующей расширению знаний экологических проблемах планеты и нашей страны.
Дети, воспитатели. Воспитатель. Согласно календарно-перспективного плана.
2 • Проведение НОД способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий,
• направленных на развитие познавательной деятельности.
Дети, воспитатели. Воспитатель. Согласно календарно-перспективного плана.
3 Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.
Родители, дети, воспитатели. Воспитатель В течение реализации проекта.
4 Совместная деятельность с детьми. Дети, воспитатели Воспитатель. В течение реализации проекта.
5 Самостоятельная деятельность детей. Дети, воспитатели Воспитатель Ежедневно.
6 Создание «Красной Книги Республики Башкортостан»
Родители, дети, воспитатели Воспитатель. В течение реализации проекта.
7 Выставка рисунков
«Редкие птицы Башкортостана», «Такой незаметный и редкий ушастый ёж». Родители, дети, воспитатели Воспитатель. Согласно календарно-перспективного планирования
8 Консультации для родителей «Красная книга – сигнал опасности» Родители, воспитатели Воспитатель. В течение реализации проекта.
9 Экскурсия в птичью столовую. Дети, воспитатели
Промежуточный отчет основного этапа проекта.
Данный этап реализуется в течение трех недель. За истекший срок были проведены следующие мероприятия:
Для детей :
НОД способствующей расширению знаний экологических проблемах планеты и нашей страны.
НОД, способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий, направленных на развитие познавательной деятельности.
Во время совместной деятельности с детьми проводились игры и упражнения: загадки, стихи, дидактические, подвижные игры, направленные на изучение и закрепление знаний о природе, ее охране.
В самостоятельной деятельности дети активно использовали картинки, театр, дидактический материал.
Работа с родителями велась на индивидуальных и групповых консультациях.
На индивидуальных консультациях с воспитателем родители получали советы по формированию простейших понятий, направленных на развитие познавательной деятельности, получили представления о работе воспитателя, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.
Родители приняли активное участие в проекте. Совместно с родителями была создана «Красная Книга Башкортостана», подготовлена выставка; демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.
1.3. Заключительный этап.
Срок реализации: с 08.02. – 14.02.2017г.
№ Мероприятие. Участники. Ответственные. Сроки.
1 Обобщающая игровая НОД «Природа – наш общий дом» Дети Воспитатель. 08.02.2017
2 Диагностический опрос в конце проекта, обработка результатов диагностики в конце проекта. Дети. Воспитатель. 09.02 – 10.02.2017г.
3 Подготовка отчета о проделанной работе. Воспитатель. 10.02 – 14.02.2017
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта.
Данный этап реализуется в течение двух недель. За истекший срок были проведены следующие мероприятия:
• Провели обобщающую игровую НОД «Природа – наш дом родной».
• Диагностический опрос в конце проекта, обработали результаты диагностики в конце проекта
• Соотнесли цели и результаты проекта.
• Подготовили отчет о проделанной работе.
II. Ожидаемые результаты.
Дети больше узнали о жизни животных, птиц и растений из «Красной книги».
Поднялся уровень мотивации коллективных достижений у детей.
Сформированы основы экологической культуры, экологической воспитанности дошкольников.
Вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически-ориентированную деятельность.
Создание атмосферы общности интересов, партнерских отношений.
III. Обеспечение проектной деятельности.
Методическое:
1. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. – сост. Т. И. Кандала (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Авторы: Антонова А. В. / Веракса Н. Е. / Гербова В. В. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Авторы-составители: Сертакова Н. М. Издательство: Учитель, 2014.
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/
5. https://pedportal.net/
6. https://www.maam.ru/detskijsad/
7. https://uchportfolio.ru/
Материально - техническое:
1. Иллюстрации, картинки, книги.
2. Красная книга.
Заключение:
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Воспитатели : продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новых знаний, повышение компетентности в вопросе домашнего обучения, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель : проведение НОД с детьми, консультирование родителей.
Дети: участвуют в НОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.
Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий воспитателя.
По результатам проделанной работы можно сделать выводы:
Дети:
расширили свои знания об экологических проблемах нашей планеты и нашей родины.
получили знания о «Красной Книге», редких растениях, птицах и животных Башкортостана;
расширили свои знания о способах охраны окружающей среды;
повысили коммуникативные, творческие способности;
расширили и активизировали словарный запас.
Родители:
повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при обучении в домашних условиях.
Диагностика детей подготовительной к школе группы для выявления знаний об экологических проблемах родного края, о «Красной Книге Башкортостана».
Ребенку были заданы вопросы:
1. Что такое «Красная Книга»?
2. Каких животных и птиц, занесенных в Красную книгу, ты знаешь?
3. Какие редкие растения ты можешь назвать?
4. Почему эти растения, птицы и животные стали редкими?
5. Что можно сделать для сохранения этих животных?
Группу детей составили 20 дошкольник (5-7 лет).
1. Балл «3»- называет, балл «2»- называет с помощью наводящих вопросов, балл «1»- не называет.
2. Балл «3» - называет 5-6 животных и птиц, балл «2»- называет 3-4,балл «1» - 1-2, балл «0» - не называет.
3. Балл «3» - называет 4-5 растений, балл «2»- называет 3-4,балл «1» - 1-2, балл «0» - не называет.
4. Балл «3» - правильный развернутый ответ, балл «2»- отвечает с помощью взрослого, балл «1» - не отвечает.
5. Балл «3» - правильный развернутый ответ, балл «2»- отвечает с помощью взрослого, балл «1» - не отвечает.
Уровни:
Высокий- 11-15 баллов
Средний- 6-10 баллов.
Низкий- 0-5 баллов.
№ п/п Имя ребенка. Начало проекта Конец пректа
Балл Балл
1. Камиль 8 10
2. Милана 5 7
3. Ильназ 9 10
4. Кирилл В. 8 10
5. Ева 6 8
6. Булат 9 11
7. Карина Х. 12 13
8. Самира Я. 8 10
9. Амелия 6 8
10. Михаил 7 9
11. Аиша 10 12
12. Нонна 10 11
13. Самира С. 4 5
14. Милена 6 7
15. Кирилл Ч. 9 10
16. Динар 9 12
17. Руслан 9 11
18. Николь 4 5
19. Карина Ч. 7 8
20. София 3 5
У детей достигших малых результатов, имеются проблемы в усваивании новой информации и проблемы в развитии речи.
Дидактические игры по экологии.
Береги природу.
Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы.
Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
Что было бы, если из леса исчезли…
Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Я знаю.
Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
Узнай птицу по силуэту.
Дидактическая задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
Живое – неживое.
Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе.
Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Природа и человек.
Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход
Прилетели птицы.
Дидактическая задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Звери, птицы, рыбы.
Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
Беседа для детей подготовительной к школе группы «Природа родного края».
Природа, животные и растения Башкортостана.
Природа Башкортостана богата и разнообразна. Республика лежит в зоне умеренного и континентального климата, в ней протекает 12 тысяч рек, находится около 2700 озер. Сразу несколько природных зон располагается в Башкирии: более 40% территории занимают леса, сосново-лиственные, смешанные, березовые и даже тайга. Остальная территория — это лесостепи, луга, степи. Вертикальное зонирование в горах представлено хвойными лесами и лугами.
Богата живая природа Башкортостана, здесь встречаются многие виды флоры и фауны, которые занесены в Красную книгу, есть и эндемики — виды, встречающиеся только здесь.
Растительный мир Башкортостана.
Из-за многообразия природных зон растительный мир Башкортостана исключительно богат. В лесной зоне произрастают сосна, дуб, клен, липа. Здесь встречается брусника и многообразные мхи, характерные для хвойных лесов.
Лесостепная зона протянулась на территории Предуралья. В небольших лесах этой зоны растут только широколиственные деревья, такие как дуб и клен, а также такие растения, как ландыш майский, купена, сныть обыкновенная, фиалка удивительная.
На открытых участках степей растут разнообразные злаки, например, овсяница и мятлик.
Степная зона находится на юге Башкортостана, также степи протянулись на склонах гор. Здесь растет ковыль, клевер, люцерна, таволга, тимьян, наперстянка.
В горах самое большое разнообразие растений из-за вертикального зонирования. Сосновые, хвойно-березовые, широколиственные леса, тайга, высокогорные луга сменяют друг друга. Среди характерных для гор растений можно назвать такие как дриада восьмилепестная, горец живородящий, аркотус альпийский, горицвет сибирский. Многие растения Башкортостана являются эндемиками, то есть встречаются только здесь: овсяница Игошиной, родиола иремельская, манжетка, пижма уральская.
Животный мир Башкортостана.
Природные зоны Башкортостана определяют богатство фауны республики, большинство видов встречаются в аналогичных зонах Европы и Сибири. На его территории обитает 76 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, 47 видов рыб, 10 видов пресмыкающихся и 10 видов земноводных.
В лесах республики обитают бурые медведи, рыси, косули, бурундуки, белки, волки. Из птиц здесь встречаются кукушки, совы, дятлы, голуби. Также в лесах живут некоторые виды змей и ящериц.
В степной зоне встречаются волки, зайцы, сурки, тушканчики, хомяки, хорьки, степная гоадюка, дрофы, стрепеты.
Особенно богат животный мир водных объектов. В водах и на берегах рек и озер Башкирии живут бобры, ондатры, водяные крысы, выдры, гагары, чайки, журавли, гуси, лягушки, жабы, болотные черепахи, десятки видов рыбы и 121 вид моллюсков.
В Башкортостане обитает множество видов редких животных: марал, ушастый еж, выхухоль, сапсан, черный гриф, орлан-долгохвост, серая куропатка, гребенчатый тритон, прудовая лягушка, безногая ящерица, серый уж, болотная черепаха.
Степная гадюка и узорчатый полоз — животные, которые встречаются только на территории южной части Башкортостана.
Климат в
Башкортостане.
Башкортостан относится к умеренному поясу с чередованием четырех видов времен года. Зима здесь умеренно холодная, а лето — жаркое. Большая часть осадков выпадает в теплое время года.
В середине октября — начале ноябре устанавливается снежный покров, температура опускается ниже нуля. Ветер в это время года дует преимущественно с востока и юго-запада.
Весна с устойчивым повышением температуры выше нуля начинается в начале апреля. Постепенно температура повышается, летний максимум — +42 градуса, в среднем - +20 градусов. Ветер в летнее время дует с севера и северо-запада.